Свершилось. Мы, наконец, воспользовались безвизом, купили билет на лоукостер из Киева поехали в Берлин. Сейчас я расскажу о его известных и малоизвестных достопримечательностях, и еще о своих (ну очень) субъективных впечатлениях.
Из Одессы мы выехали на поезде. Планировали выйти в Киеве, там пересесть на автобус, который идет в аэропорт в Борисполе, но передумали: поезд, как оказалось, делает остановку на ж/д станции «Борисполь» и, как следствие, ехать в Киев, чтобы потом возвращаться, смысла нет.
Поезд поехал дальше, мы вышли.
Вместе с попутчиками, которые ехали в этом же поезде и — совпадение — тоже в Бориспольский аэропорт, мы впятером заказали такси и доехали до аэропорта всего за 100 грн.
Городской транспорт в Берлине
Что сказать, перемещаться по Берлину, да и вообще по любой неизвестной местности с появлением гугл-карты стало легче не просто в разы, а стотыщпятьсот тысяч раз. Вы включаете геолокацию и задаете на в специальной строке место, куда хотите добраться, и все: гугл сам прокладывает вам один или несколько маршрутов транспорта или ближайшую стоянку такси. Единственное условие — у вас должен исправно работать интернет.
Перед тем как уезжать, мы планировали купить или заказать специальную карточку для заграницы, но и этого не потребовалось: оказалось, Kyivstar предоставляет роуминг и 100 МБ интернета за 35 грн в день, вдобавок текстовые в Viber и WhatsApp вообще бесплатно. Т.е, пополнив счет в Одессе на 200 грн каждый, мы запаслись интернетом на все 4 дня поездки, я публиковала столько фотографий в Instagram и Facebook, сколько хотелось и не задумываясь о трафике. Муж был как бы штурманом и тратил свой ежедневный пакет преимущественно на навигацию по google-map.
Общественный транспорт в Берлине разделен на 3 зоны — A, B и C. Как правило, туристу достаточно билета в зоне A и B, и можно использовать любой городской транспорт — U Bahn (метро под землей), S Bahn (т.н. наземное метро), трамвай и автобус. Докупать доступ в зону C нам нужно было только чтобы добраться из аэропорта и в аэропорт (кстати, ночью в Берлине работает весь городской транспорт, разве что время ожидания может увеличиться до 30 минут).
Билет на проез в общественном транспорте можно купить на 2 часа за €2.8 и на весь день (возможно, можно и на 4 часа, я просто не знаю). Мы брали на весь день по 7 евро за билет и не думали о том, что вот сейчас у нас закончится время, а мы еще не все осмотрели достопримечательности.
Билеты можно приобрести в специальном автомате, но! – There is a big but, как говорят англичане – автомат не принимает наличные купюры, только монеты и карточки. Также можно скачать приложение, его название на каждом автомате (да-да, мобильного интернета на него вполне хватит, еще и останется с головой) и покупать билеты через него. Использованное время (да трех ночи следующего дня) и билеты будут отображаться прямо в телефоне, что тоже удобно.
В отличие от той же Барселоны, в Берлине говорят по-английски, и местные жители вежливы и дружелюбны. Если сориентироваться в насыщенном транспортными развязками месте на google-карте сложно, берлинцы с радостью помогут и покажут верный путь.
По выходным город замирает. На улицах нет ни машин, ни людей. Разве что очередь за свежей выпечкой в Bäckerei.
Остановились мы не в отеле, а в квартире, которую подобрали через сервис Airbnb. Мы всегда так делаем – во-первых, так выходит немного дешевле, а во-вторых, мы можем готовить завтрак и ужин дома. У нас в профайле уже много отзывов от владельцев снимаемых нами квартир, скриншоты которых я не буду публиковать из скромности).
Велосипеды
Рассказывая о транспорте Берлина, невозможно не упомянуть велосипеды. Конечно, поздней осенью и зимой местные жители и туристы пользуются ими в разы меньше, чем летом и весной, но все равно на улицах города их в разы больше чем в Одессе или в Киеве. По вечерам мамы и папы цепляют к велосипеду тележку и везут в них из детского сада детей.
Велодорожки, как мне показалось, есть везде.
Велосипед в Берлине не только средство передвижения, но и культура, прививаемая с раннего детства. Дети, как правило, ездят в шлемах, взрослые – без них.
Дети взрослеют, и заложенные в детстве привычки становятся образом жизни. На фото – здание школы:
Арендовать велосипед в Берлине можно за €12 в день, но было холодно и мы не воспользовались этой возможностью.
Достопримечательности Берлина, известные и малоизвестные
Я долго думала, писать ли стандартный список мест, которые стоит посетить в Берлине. Потом подумала, а как без них? Как можно приехать в город и не увидеть, скажем, Берлинскую стену или Бундестаг?
Итак, мой список обязательных к посещению мест вБерлине выглядит так:
- Здание и купол Бундестага;
- Бранденбургские ворота;
- Берлинская стена;
- Музейный остров;
- Музей ГДР;
- Берлинская телебашня;
- Постдам, советская следственная тюрьма КГБ;
- Улица Унтер-ден-Линден;
- Площадь Александрплац;
- Район Кройцберг;
- Чекпойнт Чарли;
- Classic Remise — выставка-продажа ретро-автомобилей.
Бундестаг
Это здание — один из символов Германии, где заседает Парламент самой экономически развитой страны в Европе. Попасть на его территорию и подняться в его купол вы можете бесплатно, но для этого необходимо заранее зарегистрироваться.
Вас проведут через металлическую рамку, просветят на ленте ваши вещи и проведут в купол, откуда открывается панорама на Берлин. Аудио-гид проведет экскурсию на английском или русском языке.
Бранденбургские ворота (Brandendurgen Tor)
Неподалеку от Бундестага находятся Бранденбургские ворота, единственные сохранившиеся городские ворота Берлина. Строение высотой в 20 метров и состоящее из 12 колонн в 6 рядов в духе классицизма справедливо считается визитной карточкой Берлина.
Максимально выигрышно Брандербургские ворота смотрятся вечером и на закате/рассвете
Берлинская стена (East Side Gallery)
Берлинская стена, разделившая с 1961 по 1989 год тысячи немецких семей — еще один must see города. В свое время длина Стены составляла 155 км, высота — 3.6 м. Сегодня от Берлинской стены остались лишь украшенные граффити фрагменты.
Одно из самых знаменитых граффити мира по фотографии Барбары Клемм, сделанной в 1979 году.
Сразу после разрушения Берлинской стены ее фрагменты можно было купить, и сегодня они есть в офисе Microsoft, у музея Рональда Рейгана и в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли.
Музейный остров
Музейный остров включает себя пять самых знаменитых музеев Берлина — Старую Национальную галерею, музей Боде, Старый музей, Новый музей и Пергамский музей. Как вы понимаете, Музейный остров притягивает ценителей искусства со всего мира.
Музей ГДР
Мы с мужем не скучаем за Совком, дискотекой восьмидесятых и всем этим октябрятко-пионерско-комсомольским угаром, но нам хотелось составить представление о том, как выглядела Германия во времена Холодной войны. Кроме того, мы мечтали увидеть на экспозиции т.н ковбойцев, мечту любого мальчишки семядесятых, да и многих девчонок тоже, чем уж там.
Экспозиция и ее экспонаты нам понравились, но, как сказал муж, те, кто был в армии, в цирке не смеются.
Музей ГДР находится прямо рядом с Музейным островом. Там разрешено фотографировать, входной билет — €10.
Малоизвестный Берлин: район Кройцберг
Этот район не входит в список основных достопримечательностей Берлина, но я очень-очень рекомендую его посетить. В Кройцберге совершенно непохожая на остальной Берлин атмосфера и архитектура — этот район активно застраивался в период индустриализации во второй половине 19 века, и большая часть зданий сохранилась до сих пор.
Более трети жителей Кройцберга — эмигранты из Турции.
Уж не знаю по каким причинам, но после окончания Второй Мировой войны аренда жилья в Кройцберге регулировалась законами, а не свободным рынком. Как следствие, сдающиеся квартиры в Кройцберге хозяева практически не ремонтировали, но зато сдавали их по очень низкой цене. Низкая цена аренды привлекала эмигрантов, творческую молодежь и студентов. Окруженный с трех сторон Берлинской стеной, Кройцберг стал центром множества субкультур и сквотинга (самовольное заселение покинутого или незанятого места, здания или квартиры). Самым популярным для сквотинга в 60-70-е года прошлого века стал район под названием SO 36.
Кройцберг считают столицей хип-хопа, брейк данса и панк-рока Германии. В 70-х годах в клубе с одноименным названием SO 36 неоднократно бывали Дэвид Боуи и Игги Поп. А ведь могли бы район и SO 27 назвать для большей зловещести, но нет. И на том спасибо!
Кроме того, Кройцберг можно смело назвать столицей ЛГТБ-движения Германии. Там же находится музей истории ЛГТБ Schwules Museum.
Еще в Кройцберге находится не менее знаменитый район Berlin 36, где разворачиваются события фильма с одноименным названием — о судьбе легкоатлетки еврейского происхождения накануне Олимпиады в Берлине в 1936 году.
В общем, если вас интересуют малоизвестные достопримечательности Берлина, а, точнее, широко известные, но в узких кругах, то вам в Кройцберг.
Чекпойнт Чарли (Checkpoint Charlie)
С 1963 по 1990 год Чекпойнт Чарли был пограничным контрольно-пропускным пунктом в Берлине и символом противостояния СССР и США в период Холодной войны. Сегодня там находится Музей Берлинской Стены, рассказывающий об этом периоде истории Германии, о тоталитарном режиме ГДР и попытках жителей Восточного Берлина бежать в ФРГ.
Фотографии вряд ли передают то настроение и, что ли, энергетику этого места – мы вот прям чувствовали, как она наполняет нас в тот холодный ноябрьский вечер.
В отличие, например от Одессы, Бухареста или Стокгольма, в Берлине нельзя поесть сосисок и выпить стаканчик горячего глинтвейна или пива на улице вот-прям-везде. Но кто искал – тот находил).
Малоизвестная достопримечательность Берлина — Classic Remise
Сложно сказать, как правильно переводится название этого бывшего трамвайного депо, а нынче – огромного музея ретро-автомобилей: гугл-переводчик выдал мне словосочетание «классическая перестановка», в то время как слово Remise без Classic перевел как «вознаграждение». В любом случае, Classic Remise – это чистый восторг и восхищение всем, начиная от олдтаймеров с 1916 года и заканчивая мастерскими, где эти автомобили сначала с присущей немцам аккуратностью, педантичностью и вниманию к деталям восстанавливают, а затем продают.
Запчасти немецкие автомеханики выкладывают на белую салфеточку!!! У меня был культурный шок.
А муж сказал, что только ради посещения лишь этого музея стоило ехать в Берлин.
Официально съемка в музее запрещена, но, насколько я поняла, запрет не более, чем формальность: олдтаймеры фотографировали все посетители. Разве что в отдельном зале, где выставлены какие-то танкообразные Мерседесы, меня попросили не фотографировать.
Трамвайное депо, в котором расположен Classic Remise, построили еще в 1900-м году. Кроме выставочных залов и мастерских, здесь также есть рестораны и магазины, где продается все, что как-либо связано с ретро-автомобилями, начиная моделями 1:43 и заканчивая винтажной одеждой и ресторанами. Здесь часто проводят торжественные мероприятия и презентации: сочетание индустриальной архитектуры начала прошлого века и, не побоюсь этого слова, роскошных экспонатов выставки-продажи олдтаймеров создает непередаваемую атмосферу.
Берлинцы
Берлин совершенно негламурный город. Как правило, и женщины, и мужчины одеваются достаточно просто и, насколько я могла заметить, максимально недорого. Мы находились в Берлине в тот самый день распродаж на День Благодарения, но… я не увидела сильно большой давки в магазинах. Ну то есть людей было, конечно, больше, чем обычно, но нельзя сказать, чтобы у меня создалось впечатление, что весь Берлин скупается и сметает с прилавков все подряд.
И все же стильно одетые мужчины и женщины нам попадались, и не только в метро:
Похоже, берлинцы живут те ми же проблемами и заботами, что и мы. И радости у них, наверное, плюс-минус те же самые.
Читайте: Стиль Ангелы Меркель
Модные тенденции весны и лета 2019
Модный гороскоп: звезды рекомендуют, но не настаивают
Еще пара фоток, и все
Пока готовила публикацию, поняла, как много мест мы пропустили и как мало успели повидать. Придется ехать еще. Или сначала все же в Италию, а потом в Берлин?
Поживем – увидим.
Фото – Татьяна и Юрий Почтенных