Всё дело в шляпе!

Ольга Константиновна Орлова была блестящей светской львицей, и прекрасно разбиралась в моде – как вспоминал художник и искусствовед Александр Бенуа, эта элегантная дама "знала большой толк в нарядах, которые всегда (и несмотря на своё парижское происхождение) отличались какой-либо, иногда и очень смелой, оригинальностью".

Всё дело в шляпе!
Портрет О.К. Орловой, Валентин Серов, 1909-11 гг. Из коллекции Государственного Русского музея

Однако при этом обаянием княгиня не отличалась. Как писал о ней другой художник и искусствовед, Игорь Грабарь, "она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе".

Заметьте, на этом портрете она не просто сидит, а как будто только что присела и готова тут же встать и мчаться куда-нибудь, дерзко закинула ногу за ногу и, несмотря на то, что спина чуть склонилась напряжённо вперёд, подбородок надменно поднят.

Но мы с вами не будем разбираться в особенностях характера княгини, а лучше рассмотрим её наряд!

Палантин и декольте

Почти вся фигура окутана длиннейшим собольим палантином. Он широкий, так что скрывает большую часть платья, и, откровенно говоря, создаётся впечатление, что он тянет платье с плеч, увлекает его за собой. Кстати, соболий мех – не просто дорогой роскошный мех. Считалось, что он красиво оттеняет женскую кожу, так что она кажется нежной и бархатистой.

Несмотря на глубокое декольте, это платье, скорее всего, не обнажает плечи, и там есть короткие рукава – просто мы их не видим. Глубокие декольте, открывающие плечи, были тогда не в моде.

Всё дело в шляпе!
Портрет О.К. Орловой, Валентин Серов, 1909-11 гг. Из коллекции Государственного Русского музея. Деталь

Платье и туфельки

Портрет был начат в 1909 и закончен в 1911 г. Это время, когда мода интенсивно меняется. Как писали тогда в журналах, «Модная фигура становится всё прямее и прямее, меньше бюст, меньше бёдра, талия более выражена, и замечательная удлинённость, стройная гибкость членов… Какие теперь стройные, грациозные, изящные дамы!» Княгиня Орлова, стройная, если не сказать, худая, отлично вписывается в модные каноны. Костюм тогда характеризовала мягкость линий. И наряд Орловой ложится именно такими лёгкими складками.

Кстати, ткань так облегает колени, что можно заподозрить, что нижней юбки там нет вообще. Только, к примеру, сорочка и панталоны, или комбинация, их объединяющая – это позволяло уменьшить объём ткани под платьем, и фигура казалась более стройной.

Орлова выставляет ногу в лакированной туфельке. Обувь тогда была относительно лаконична и проста, с каблуком, узким носом и крутым изгибом подошвы. Нарядная обувь – вот как у княгини – делалась на тонком высоком и изогнутом каблуке, на популярном ещё в XIX веке "каблуке Луи XV", который, как считалось, делает ногу особенно изящной. Чулки очень тонкие – судя по всему, шёлковые и не ажурные. То, что к светлому платью надеты чёрные чулки, пусть вас не смущает – это было в моде.

Всё дело в шляпе!
Портрет О.К. Орловой, Валентин Серов, 1909-11 гг. Из коллекции Государственного Русского музея. Деталь

Шляпа

Об огромной шляпе нередко пишут, что она непропорционально велика. Портрет был начат в 1909 и закончен в 1911, это время, когда женские шляпы, постепенно увеличиваясь, стали, наверное, самыми объемными за всю историю европейского костюма.

Шляпа княгини украшена чёрными перьями и чёрным же тюлем или газом. Подобный вариант отделки, когда создавалось впечатление, что на голову у дамы этакая пышная волнистая воздушная и аморфная масса складок, был очень модным. Надо сказать, на фоне некоторых иллюстраций модных журналов шляпа княгини выглядит, пожалуй, даже сдержанно за счет черного цвета...

Всё дело в шляпе!
Портрет О.К. Орловой, Валентин Серов, 1909-11 гг. Из коллекции Государственного Русского музея. Деталь

Дочь Серова, Ольга, вспоминала визит Орловой к отцу, и то, как им с подругой хотелось рассмотреть известную красавицу. Но именно мода на широкие поля помешала девушкам это сделать – из окна они мало что увидели, только огромную черную шляпу "величиной с поднос, на которой лежали большие розы".

Правда, когда на портрете в центре внимания оказалась шляпа, княгине это не понравилось. Феликс Юсупов ехидно описывал в своих мемуарах, как некая великосветская петербургская красавица (имени он не назвал, но всем и так было понятно, о ком речь) уговорила художника написать ее портрет, а тот вынудил ее позировать в головном уборе с широкими полями: "Красавица возмутилась было, но Серов отвечал дерзостью, что весь смысл картины – в шляпе".

На вопрос, почему он изобразил княгиню в столь непропорционально большой шляпе, Серов отвечал: «Иначе не была бы княгиня Орлова!»

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!