Три орешка для Золушки: Ренессанс, Принц и компания

Ну что, настало время обсудить ещё один фильм о Золушке, вернее, костюмы? :) Я точно знаю, что для многих и зима не зима без чешской киносказки! Итак....

Не раз мне приходилось читать, что источник вдохновения костюмов этого фильма - Ренессанс. На мой взгляд, всё немного сложнее - местами проглядывает и Средневековье. Да и Ренессанс - он же такой разный!

Ведь пока в Италии в XV веке царило Ранее Возрождение, готовясь перейти в Высокое, Северное Возрождение ещё только готовилось к появлению на свет. И, знаете, мне кажется, что пестрота костюмов - разница в силуэтах, в отделке и прочем - здесь очень уместна. Как будто в одном месте сошлись молодой флорентиец с картин Боттичелли, солидная дама с полотна Лукаса Кранаха Старшего, основательный аристократ Ганса Гольбейна Младшего, крестьяне Питера Брейгеля Старшего, а местами где-то даже Тициан с Веронезе мелькнут! Словом, конец XV и первая половина XVI века, приправленные фантазией художников по костюмам. И спасибо им за это!

Фильм - чешско-немецкий, и художников по костюмам было двое. Теодор Пиштек отвечал за костюмы чешских актёров, а Гюнтер Шмидт - за костюмы немецких. И возможно, если бы следовали первоначальному плану - снимать летом - фильм получился бы совсем другим.

Три орешка для Золушки: Ренессанс, Принц и компания
Вверху - кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973. Внизу - "Охотники на снегу", Питер Брейгель Старший , 1565. Из коллекции Музея истории искусств (Вена)

А так зимние сцены придали фильму особое очарование. Хотя актёрам пришлось помёрзнуть...

Три орешка для Золушки: Ренессанс, Принц и компания
Кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973

Возьмём, к примеру, принца и его друзей на охоте. Разноцветные лосины имитируют т.н. "шоссы", штаны-чулки, которые тогда как раз начали превращаться именно в штаны - отдельные штанинки начали сшивать сзади; ну а спереди зона паха прикрывалась гульфиком. В фильме обошлись без подробностей (и правильно сделали!), и эластичные современные лосины куда удобнее настоящих шоссов (представляете, каково в таких узких штанах, да не из тянущейся ткани?)

На голове у принца фантазия на тему шаперона - популярный в Средние века головной убор, который продержался как раз до XV века. Длинный шлык, свисающий с одной стороны, можно было обмотать вокруг шеи, как шарф - что, собственно, принц и делает.

Три орешка для Золушки: Ренессанс, Принц и компания
Иллюстрация из "Наставлений молодому владетелю", Жан Хеннекарт, 1468-70. Из коллекции Bibliothèque de l'Arsenal

А на балу, танцуя с Золушкой, принц вполне мог бы сойти за своего (по знакомому многим ролевикам "правилу тридцати шагов" - кажется на таком расстоянии, что костюм вписывается в эпоху, ну и хорошо, годится!)... Где именно?

Три орешка для Золушки: Ренессанс, Принц и компания
Кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973

Да где-нибудь во Флоренции последней четверти XV века, например.

Три орешка для Золушки: Ренессанс, Принц и компания
Слева - деталь картины из цикла "Новелла о Настаджо дельи Онести, Сандро Боттичелли, 1480-е, из коллекции Прадо. Справа - "Портрет молодого человека" Фра Филиппо Липпи, ок. 1485, из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон)

А затем можно переместиться вперёд - лет на тридцать-сорок. Видите, какое у принца "декольте", открывающее значительную часть рубашки? А на рукавахмодные в эпоху Ренессанса разрезы - поначалу они были чисто функциональными - чтобы руки свободнее двигались, а затем начали играть и декоративную роль.

Три орешка для Золушки: Ренессанс, Принц и компания
Слева - кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973. Справа - мужской Портрет Бартоломео Венето, 1513, из коллекции Национальной галерет старинного искусства (Рим)

Отец-король то в длинных одеяниях (как и положено при его статусе), то в коротких. Обратите внимание, как деликатно прикрыли кончиком кушака область паха! Ну и если придворные слева одеты, скорее, в стиле Позднего Средневековья...

Три орешка для Золушки: Ренессанс, Принц и компания
Кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973

...То те, что справа - в стилистике Ренессанса.

Три орешка для Золушки: Ренессанс, Принц и компания
Генри Гилдфорд, Ганс Гольбейн Младший , 1527. из королевской коллекции

Ну а о дамах и, главное, о Золушке мы поговорим в следующий раз! Продолжение следует!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!