До и после венца: невестины слёзы

Картины на тему "несчастная невеста" в XIX веке были очень популярными. Хотя бы уже только потому, что несчастных невест было немало... И поскольку меня просили продолжать писать про жанровую живопись, то почему бы не взглянуть на этих самых невест? Я выбрала одного художника и несколько его работ, по принципу "до венца" и "после венца".

Фирс Сергеевич Журавлёв получил за картину "Перед венцом" звание академика и несколько раз возвращался к этому сюжету, так что существуют разные версии. Вот вариант с купеческой семьёй (которая поджидает, когда же закончится эта тягостная сцена), с невестой, наряженной по последнему слову моды - в платье с пышным турнюром, длинным шлейфом, с юбкой, украшенной цветами (скорее всего, не живыми, а шёлковыми) ...

До и после венца: невестины слёзы
"Перед венцом", Фирс Журавлёв, 1874. Из коллекции Государственного Русского музея

..с золотыми браслетами и чуть ли не бриллиантами в волосах:

До и после венца: невестины слёзы
"Перед венцом", Фирс Журавлёв, 1874. Из коллекции Государственного Русского музея. Деталь.

И при этом она отчаянно рыдает. И ничьё присутствие её уже не смущает. Не до того.

Правда, известный критик Владимир Стасов писал, что уж слишком нарочито разложилось платье невесты, нет впечатления случайности - мол, это порыв, и она бросилась на колени... У меня есть, что ответить Стасову - сам ведь не пробовал! А в этих платьях с несколькими нижними юбками и пышной отделкой, которая помогает держать форму, иногда просто сядешь - и вот уже выглядишь, как с картины, настолько красивыми волнами и складками всё укладывается само по себе. Так что нет, претензию эту я лично не принимаю.

А вот другая версия. Не менее пронзительная чем первая, а, может быть, и более. Не такая пёстрая - свидетелей почти нет, и отец производит впечатление не столько богомольного старца, равнодушного к слезам дочери, сколько более сурового и одновременно более сострадающего. Молчаливый диалог. "Не хочу, не могу. - Надо".

До и после венца: невестины слёзы
"Перед венцом", Фирс Журавлёв, 1874. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Но если до венчания, пусть всё и решено, но шаг ещё не сделан, то вот после... Назад хода нет.

До и после венца: невестины слёзы
"После венчания", Фирс Журавлёв, 1874. Из коллекции Тамбовской областной картинной галереи

Видите, что лежит на стуле слева? Чепец, и, по всей видимости, пеньюар. Они изящны - чепчик кокетливо украшен лентой, неглиже отделано кружевом и воланами... Символ замужества и грядущей брачной ночи. Ночи, которую ждёт жених, стоящий в дверях. А невеста? Она уже всё отплакала, сил больше не осталось. Сейчас этой несчастной предстоит раздеться, снять свою последнюю защиту - броню корсета, надеть сорочку, забраться в постель и покорно ожидать, когда пожилой жених, вернее, уже законный супруг, приступит к осуществлению своих прав и обязанностей.

Можно вспоминать такие сцены, когда тоскуешь по временам кружев и бантов.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!