Маникюр сто лет назад

В XIX веке за ногтями в основном ухаживали, полируя их. В частности, с помощью полиссуара – валика (с ручкой), на который была натянута ткань или замши. Ногти начинали блестеть, поверхность становилась гладкой и ровной. Кроме того, истончаясь, ногти становились более прозрачными и, соответственно, розовели – под ними проступала розовая кожа.

Есл присмотреться к рукам красавицы Зинаиды Юсуповой...

Маникюр сто лет назад
Зинаида Юсупова, Франсуа Фламенг, 1894. из коллекции Государственного Эрмитажа

..То видно, как едва ли зеркально блестит ноготок.

Маникюр сто лет назад
Зинаида Юсупова, Франсуа Фламенг, 1894. из коллекции Государственного Эрмитажа. Деталь

До конца XIX века этим и ограничивались. А вот в начале XX начали в ногтевую поверхность втирать красящее вещество. Не могу не вспомнить Гумилёва, стихотворение "Помпей у пиратов":

И над морем седым и пустынным,

Приподнявшись лениво на локте,

Посыпает толчёным рубином

Розоватые длинные ногти.

Толчёным рубином, конечно, не посыпали. :) Прибегали к другим средствам. Так, например, в одной из книг по уходу, вышедшей в 1901 г., описывалась следующая процедура: ногти смачивали определённым одеколоном. Затем их «покрывают. смесью порошка и глазури для ногтей, причем эту смесь энергически растирают паль­цем». Потом излишки стираются «мягким пуховым платком». Потом «ещё раз накладывают на ноготь порошок для ногтей в сухом виде и полируют ноготь энергически при помощи инструмента для полиров­ки ногтей». И уж в завершение обмывают кончики пальцев особой «водой для ногтей» и «заключают процедуру вторичной энергической полиров­кой при помощи полиссуара». Уф!

Маникюр сто лет назад
Ида Рубинштейн, Валентин Серов, 1910. Из коллекции Русского музея

Возможно, не все поклонники красивых рук проходили подобную сложную процедуру, но порошки для полировки становились всё более популярными. Делали их так же, как пудру или румяна - на основе талька и окиси цинка. Просто добавляли побольше красящего вещества. Кроме того, были и пасты для ногтей – для тех же целей, но, соответственно, не сухие, а жирные. И они будут существовать ещё долго...

Если присмотреться к рукам Иды Рубинштейн на знаменитом серовском портрете, то розовые не столько ногти, сколько кончики пальцев. Не исключено, что её руки загримированы - с помощью губной помады, например. Да-да, так делали, чтобы придать рукам актёров более "молодой вид"...

Маникюр сто лет назад
Ида Рубинштейн, Валентин Серов, 1910. Из коллекции Русского музея. Деталь

А о лаках для ногтей - в следующий раз!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!