Надежда Петровна Ламанова (1861-1941) – гордость нашей моды, женщина с необычной судьбой, заслуживающей толстой книги. Надеюсь, когда-нибудь она будет написана! А пока очень коротко - самое главное, что нужно знать о нашем знаменитом кутюрье.
Благородная кровь
Ла́манова (ударение - на первый слог!) родилась в деревне под Нижним Новгородом, где находилось имение отца и его братьев. Род Ламановых восходит как минимум к XVII веку, правда, семья была небогата. К моменту рождения Надежды отец, Пётр Михайлович Ламанов, имел чин подполковника. Они жили скромно, но все дети получили достойное образование. Дворянское происхождение Ламановой поставят ей в укор уже при советской власти.
Из дворянок в портнихи
Закончив гимназию, Надежда переехала в Москву, поскольку хотела и обеспечивать себя, и помогать семье. Она поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, где проучилась два года, а затем стала "моделистом" в небольшом, но очень популярном ателье. Его хозяйка, жена статского советника мадам Войткевич, была известной портнихой. Там одевались известные московские красавицы той эпохи, и, в частности, знаменитая актриса Мария Ермолова. А затем Ламанова решила открыть собственное дело.
Хозяйка самого знаменитого ателье Москвы
У Ламановой, как потом писали, обнаружился "огромный вкус". Наряды сидели безупречно. Она работала муляжным методом, методом "наколки" - драпируя и подкалывая ткань прямо на теле клиентки. Это было утомительно, но результат того стоил. В ателье Ламановой одевались и обеспеченные дамы-буржуа, и представительницы купеческого сословия. Вскоре ею заинтересовалась богема, а безупречность исполнения и фантазия привлекли аристократок.
Друг семьи вспоминал: "Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у нее стало 300 мастериц. Насколько широк был размах работы Надежды Петровны можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход ее – мастерская давала ей до 300 тыс. руб. в год, т. е. другими словами, по 1000 руб. в день!"
В 1908 году по проекту архитектора Н.Г. Лазарева для Ламановой выстроили прекрасный дом на Тверском бульваре. Сейчас там, в доме №10, находится Информационное агентство России ТАСС.
Самый почетный клиент
В 1898 Ламанова получила желанное для любого мастера звание поставщика двора Её Императорского Высочества Елизаветы Федоровны, родной сестры императрицы Александры Фёдоровны. А в 1904 стала и поставщиком двора и самой императрицы. В коллекциях российских музеев хранятся роскошные элегантные наряды Александры, сделанные в мастерской Ламановой.
Любимый мастер Станиславского
В 1901 Константин Станиславский сделал Ламановой первый заказ, и сотрудничество с Московским художественны театром продлилось до последних дней Надежды Петровны. Целых сорок лет она создавала для него костюмы, и сорок один год Ольга Книппер-Чехова играла Раневскую в чеховском "Вишнёвом саде" в нарядах от Ламановой!
Станиславский называл ее "большой художницей", "незаменимой", "драгоценной", "Шаляпиным своего дела". Число постановок, над костюмами которых Ламанова работала, огромно, а ведь были ещё наряды, которые актрисы носили не в спектаклях, а в повседневной жизни – у неё одевались все великие актрисы. Сотрудничала она и с другими театрами.
Портрет от Серова
В 1911 году Ламанова к своему пятидесятилетнему юбилею заказала свой портрет Валентину Серову. Увы, он остался неоконченным. Мастер работал над ним ещё вечером 21 ноября, а утром 22 его не стало... Однако благодаря Серову мы всё же можем представить себе, как выглядела Ламанова, находившаяся тогда в зените своей славы.
Король моды – поклонник Ламановой
Одной из первых в России Ламанова оценила идею, которую популяризировал французский кутюрье Поль Пуаре, а именно - обходиться в женском костюме без корсета. Позднее сам Пуаре, посетив Россию, так вспоминал о ней: "Мысленно проезжая по Москве, не могу не остановиться у дома мод мадам Ламановой, знаменитой портнихи тех прекрасных времён, с которой я дружил и о которой всегда вспоминаю с тёплым чувством. Она открыла мне всю фантасмагорию Москвы, этого преддверия Востока".
А потом... революция. после которой наступил второй, не менее важный этап в жизни Ламановой. О нём - в следующий раз.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!