Когда художник Николай Кузнецов, человек богатый, влюбился в простую батрачку Галю, он, конечно, не мог и предположить, что плод этой любви со временем станет настоящей звездой.
Однажды, когда в гости к нему приехал художник Леонид Пастернак, он с гордостью показал ему маленькую темноволосую девочку, свою внебрачную дочку. "По тому, как он оправил на ней платьице, видно было, что она ему дорога. "Ну что, нравится она вам?" Маруся была вся в отца: чёрные "жгучие" глаза указывали на скрытый пока темперамент – будущая красавица".
И всякий раз, проводя гостей музея мимо этого чудесного детского портрета, я рассказываю, кем станет Маруся.
Родители, в конце-концов, поженились, но Маруся, можно сказать, узнала жизнь с двух разных сторон. И выросла не изнеженной и томной, а решительной, свободной, яркой.
Закончила гимназию в Одессе - имение отца было неподалёку, затем школу в Швейцарии. Отлично владела иностранными языками. Училась и пению, и балету, и со временем стала известной актрисой. Была солисткой Мариинки, выступала в парижской Опере, устраивала салоны, трижды выходила замуж, словом, блистала! Водила автомобиль, летала на аэроплане, занималась гимнастикой и греблей - то есть поддерживала себя в великолепной форме. Говорили, что у Марии Кузнецовой тело античной богини!
И была, конечно же, модницей. Какое-то время наряды для неё - и сценические, и повседневные - создавал Леон Бакст. Художник и сценограф, ставший великолепным художникам по костюмам. И прекрасное тело Кузнецовой он умело одевал и обнажал.
А однажды разразился скандал, поднявший целую бурю в прессе и вызвавший массу дискуссий о допустимости наготы на сцене.
В 1910 Кузнецова выступила в костюмах Бакста на сцене Гранд-опера в опере "Таис". (Кстати, написал эту оперу Жюль Массне, а Кузнецова вторым браком была замужем за его племянником).
Русские газеты писали: "Только что разыгрался скандал в Париже на сцене Большой оперы с нашей соотечественницей госпожой Кузнецовой. Выступив в опере „Таис", госпожа Кузнецова не пожелала исполнить предложение директора театра надеть на ноги трико. После этого представления, где наша артистка плясала с голыми ногами, дирекция театра получила коллективную жалобу группы абонентов, где они возмущались чересчур откровенным костюмом артистки. Директор театра пригласил госпожу Кузнецову и в резкой форме попросил ее впредь одеваться приличнее. Госпожа Кузнецова ответила, что она не согласна надевать трико, и, если дирекция будет настаивать на своем, то она покинет Париж".
Директор Императорских театров Владимир Теляковский поведение Кузнецовой не одобрил. В своём дневнике он её и дурой обозвал, и писал, что танцевать в опере! с голыми ногами! очень некрасиво! Некрасиво для артистки Императорского театра...
Кузнецова парировала: "Обнажаться на сцене можно только в пределах приличия, красоты и стиля. Если артистка изображает Фрину, то не может же она выйти на сцену в мехах. И кого же шокировала моя Таис. Никто и не подумал найти что-либо неприличное. Нагота, прикрытая искусством, не может шокировать, так же как не может шокировать античная статуя в музее".
И продолжала выступать и блистать!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!