Давайте в честь дня рождения Ахматовой - 130 лет! - полюбуемся одним её портретом.
В воспоминаниях Маргариты Алигер есть такой эпизод. Она упрекает свою дочь за то, что та слишком долго прихорашивается перед зеркалом, а Ахматова при этом говорит с неким вызовом: "Я всю жизнь делала с собой всё, что было модно".
Ахматова могла быть очень разной! И изысканной, рафинированной, и небрежной, и очень нарядной. Соседка Гумилёвых по поместью, Вера Неведомская, писала про Ахматову в 1911: "Ходит то в тёмном ситцевом платье вроде сарафана, то в экстравагантных парижских туалетах (тогда носили узкие юбки с разрезом)".
Причём нельзя сказать, что дело просто в разных периодах жизни. Неудивительно во времена Гражданской, например, ходить в каком-нибудь рубище, как выражалась Ахматова. Нет. Дело было, судя по всему, в настроении. И в одно и то же время Ахматова могла появиться и в виде затрапезном, и приехать «нарядная, в чёрном шёлковом платье, в ослепительных шёлковых чулках».
В тёмных, чёрных платьях она появлялась часто, они стали частью её образа. Однако в её гардеробе были другие цвета, в частности, синий. И жёлтый! Когда Ахматова расставалсь с Гумилёвым, то, как сама она вспоминала, "из дома первого мужа, из Царского Села, пришла сюда (в Фонтанный дом) имея только два платья: голубое и жёлтое". А в 1912 г. она гуляла по деревенским дорогая, как воспоминала местная жительница, одетая "в жёлтое с блестками платье или в синюю кофту и юбку".
Платье, изображённое на портрете кисти Альтмана – не некий воображаемый наряд. Оно совершенно реально. В марте 1914 г. был опубликован сборник "Чётки". И Ахматова писала: "В дни выхода "Чёток" нас пригласила к себе издательница "Северных записок" эсерка Чайкина (я была в том синем платье, которое изобразил Альтман)".
Платье красиво уже новой красотой, новой элегантностью. Ахматова опережает время. можно процитировать её же строки: "А по набережной легендарной приближался не календарный — Настоящий Двадцатый Век". По-настоящему мода XX века сформируется во время и после Первой мировой, а период до этого – продолжение традиций прошлого века, XIX, с изысками, пышной и сложной отделкой. Платье же Ахматовой совсем просто. Оно вечернее – о чём говорит большой вырез, но, кроме вставок из белой ткани в районе декольте – больше ничего.
Можно сравнить с вечерними модами той поры. Многослойность, прозрачный шифон и тюль поверх шёлка, вышивка, бисер... Самые лаконичные наряды всё равно сложны. Но – это мода светских львиц, а Анна Ахматова – иное...
И уже начинает складываться тот самый образ Ахматовой, который станет каноническим – в платье с шалью. Как раз в 1912-13 она начинает носить шали, и, как вспоминала впоследствии Лидия Корнеевна Чуковская, шали ей шли любые. В 1913 Блок посвятил Ахматовой мадригал:
"Красота страшна" — Вам скажут, —
Много лет спустя, уже в 1946, Ахматова в полном собрании сочинений Блока прочитала черновые наброски к этому стихотворению. И, в частности, там были такие строки: "Шаль жёлтую накинете лениво..." То есть изначально Блок имел в виду жёлтую шаль. Позднее он переименовал её в испанскую. И, возможно, речь именно об этой шали, которую мы видим на портрете. Сама Ахматова вспоминала: "У меня никогда не было испанской шали. но в это время Блок бредил Кармен и испанизировал меня".
Ахматова дорога нам стихами, а не нарядами. Но порой интересно взглянуть на поэта и с этой стороны...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!