Шоколадница

Кем была хорошенькая девушка с картины Лиотара, точно неизвестно. Разные источники называют её то дочерью банкира, то дочерью обедневшего дворянина, И, мол, увлечённый красотой скромной девицы князь (и опять-таки предлагаются на выбор двое) женился на ней и сделал своей княгиней. Сразу признаюсь - глубоко этот вопрос не изучала, но на первый взгляд в княжеские генеалогические древа эта история не очень вписывается. В любом случае, наша прекрасная "официантка" не так проста!

Шоколадница
"Шоколадница", Жан-Этьен Лиотар, 1743-45. Из коллекции Галереи старых мастеров (Дрезден)

На ней относительно удобный и практичный наряд горожанки середины века (впрочем, похожие носили и до, и после) - жакет с юбкой, и прикрывающие их косынка на груди и передник. Ну и чепчик, конечно же! Прилично, аккуратно. В самый раз подносить шоколад. Однако все вещи - отличного качества!

Чепчик - не просто белый льняной. А из розового шёлка, с кружевной отделкой. Кстати, взгляните, как цвет нежного румянца гармонирует с чепчиком!

Шоколадница
"Шоколадница", Жан-Этьен Лиотар, 1743-45. Из коллекции Галереи старых мастеров (Дрезден). Деталь.

Белое "фишю", косынка - в данном случае четырёхугольный платок, сложенный вдвое, с полоской "белым по белому". Концы скрещены на груди и заправлены за передник. Такие косынки прикрывали декольте - и скромности ради, и для защиты от солнца.

На Шоколаднице надет жёлтый жакет - пока это ещё одежда работающих женщин (или домашняя), но ещё лет тридцать, и такие будут носить дамы-модницы.

А теперь присмотритесь. Между фишю и жакетом в области декольте виднеется краешек золотистого узорчатого корсета, весьма нарядного! Такой, если что, не грех и продемонстрировать.

Шоколадница
"Шоколадница", Жан-Этьен Лиотар, 1743-45. Из коллекции Галереи старых мастеров (Дрезден). Деталь.

Булавками же приколот и передник к жакету. Завязки передника обвиты вокруг талии и выведены вперёд, где и завязаны. Рукава сорочки простые, без всякой отделки - ещё бы, их легко шоколадом запачкать, тут не до кружев. Рабочая, словом, сорочка.

Шоколадница
"Шоколадница", Жан-Этьен Лиотар, 1743-45. Из коллекции Галереи старых мастеров (Дрезден). Деталь.

У жакета баска в складку, и там виднеется, между прочим, красивая светлая подкладка! А серая ткань юбки, судя по переливам, шёлковая. Может быть, разновидность тафты.

Шоколадница
"Шоколадница", Жан-Этьен Лиотар, 1743-45. Из коллекции Галереи старых мастеров (Дрезден). Деталь.

Передник может показаться мятым, но если приглядеться, то понятно, что его в своё время погладили, сложили в шкаф, и вот буквально только что достали, так что он просто "не отвиселся" и сохранил складки.

Шоколадница
"Шоколадница", Жан-Этьен Лиотар, 1743-45. Из коллекции Галереи старых мастеров (Дрезден). Деталь.

И, наконец, виднеется добротная туфелька, кажется, кожаная, на светлом каблуке. Без изысков - но симпатичная.

Шоколадница
"Шоколадница", Жан-Этьен Лиотар, 1743-45. Из коллекции Галереи старых мастеров (Дрезден). Деталь.

В общем, наша Шоколадница явно не бедствует! И несёт себя с достоинством, кем бы она ни была.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!