Это одна из самых знаменитых и самых дорогих картин в мире с непростой судьбой. Но сегодня мы будем рассматривать только наряд. Роскошное золотое платье с накидкой, который почти сливается с фоном. Вроде бы изображение условно, декоративно, никаких теней... Ведь наверняка это вымышленный наряд, фантазия художника?
Представьте себе, это не совсем так. Подобные платья существовали в действительности!
Эмилия Флёге вошла в историю как возлюбленная Климта. Был ли это именно "роман", мы не знаем. Некоторые исследователи считают, что, несмотря на любвеобильность художника, интимных отношений между ними не было. Но то, что они были друг для друга близкими людьми – общеизвестно. (На не менее знаменитой своей другой картине, "Поцелуй", Климт, возможно, изобразил себя и Эмилию).
Однако нас с вами интересуют платья. Так вот. В 1904 г. Эмили, совместно с сёстрами Хеленой и Полиной открыла своё ателье в самом сердце Вены. Они назвали его "Schwestern Flöge", "Сёстры Флёге". И вскоре оно превратилось в один из самых известных домов мод! На пике успеха там было около восьмидесяти сотрудников. Деловую сторону дела возглавляла Эмили, но при этом она занималась и творческой стороной.
В то время в моде был силуэт женщины-колокольчика – тонкая талия, расклешённая к подолу юбка, множество отделки. Ведь это пик Прекрасной эпохи! И такие платья создавались и неплохо продавались. Но, помимо них, Эмили делала и другие...
Ещё в 1860-х в моду вторгается то, что называли костюмом «эстетическим». Одними из его главных пропагандистов были прерафаэлиты. Появился термин «artistic dress», что можно перевести как «художественный костюм».
Обращаясь в своих работах к прошлому, до-рафаэлевскому, до-ренессансному, к Средним векам, эти художники и своих моделей обряжали в длинные струящиеся платья и драпировки. Они не так искажали женские формы, как модный костюм, не так стесняли тело. И дамы этого круга – и жёны, и натурщицы - начали носить наряды в подобном стиле и в повседневной жизни. А им начали подражать и многие другие.
И вот подобные платья создавала Эмили.
Иногда они работали над нарядами совместно с Климтом – он делал эскиз, который затем отшивался в мастерских дома моды.
Иногда уже сложно сказать, кто же автор этих одежд – то ли Эмили, то ли сам Климт. Возможно, они оба.
Дом моды просуществовал вплоть до 1938, до аншлюса, и Эмили затем уже просто работала на дому. Не стало её в 1955.
И когда вы смотрите на Золотую Адель и другие работы Климта с необычными нарядами, знайте, что такие – или очень похожие – существовали в действительности...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!