Какой была идеальная женщина первой половины XIX века? Мягкой, нежной, с этими же чертами, отражёнными во внешности. Этакая прелестная кукла! С тонкой талией, с округлым лицом, небольшим подбородком, большими овальными глазами и маленьким ртом.
Конечно, и в этих узких рамках возможны вариации. Например, шотландский физиолог Александр Уолкер в своей книге описывал три типа. Справа – женщина с удлинённым лицом и относительно широкими плечами, со смугловатой кожей и тёмными волосами. Слева – полная жизни и чувства, с округлым лицом, голубыми глазами, и кожей, в которой мешаются розы и лилии, с пышными, мягкими, светлыми, золотистыми или каштановыми волосами. В центре – овальное лицо, выразительные глаза и высокий, бледный лоб, который подчёркивает интеллектуальность облика. Нам сегодня все три кажутся весьма похожими, согласитесь...
В середине века границы того, кого считать красивой начинают расширяться. Как писал автор одной из книг по уходу за собой, "вы теперь теряетесь, сравнивая голубые глаза и чёрные, карие и ореховые, волосы золотистые и цвета воронова крыла, классические локоны и кокетливые колечки, ротики, похожие на розовые бутоны и полные алые губы".
И вот тут как раз на арену выходят прерафаэлиты. Женщины на их картинах совсем другие. Они необычны – но притягательны. Как, например, писал поэт Алджернон Суинбёрн о Росетти, тот – певец красоты чувственной и духовной, сирены и сивиллы.
"Монна Ванна" – воплощение этой красоты. Огромные глаза, решительные брови вразлёт (а не тоненькие изящные арочки, которые тогда ценились), пухлые яркие губы и роскошная грива золотисто-рыжих волос. Длинные густые волосы считались в то время одним из достоинств, но распущенными могли быть только в обстановке спальни или будуара! И на портретах длинные волосы делали женский образ более соблазнительным – по контрасту с уложенными в прихотливые причёски, которые носили женщины в повседневной жизни. Это в какой-то степени символ сексуальной свободы, эротический сигнал. Так что недаром волосы моделей прерафаэлитов часто распущены.
Благодаря прерафаэлитам красоту начинают переосмыслять.
Автор книги "Принципы красоты" (1857), Симондс, с одной стороны, резко критиковал прерафапэлитов, с другой же - не мог не признать, что лица на этих же картинах "полны жизни, страсти и чувств". Правда, тут же прибавлял – "хотя они и полностью лишены красоты правильных линий". А поэт Суинбёрн, размышляя о красоте и уродстве, писал, что в работах прерафаэлитов "красота может быть странной, необычной, ужасной, может играть с болью так же, как и с удовольствием, предлагать ужас – а затем исчезать, даруя наслаждение". Даже уродство, как оказалось, может быть прекрасным.
Позднее, в 1898 г., Эллен Браунинг, журналистка и филантроп, заметит, что "прерафаэлиты научились нас тому, что уродства не существует, не в мире искусства, ни в мире природы, и что характер, личность куда важнее, чем "обычная преходящая миловидность, которая всегда, в большей или меньшей степени, связана с юностью".
Словом, прерафаэлиты показали, как можно найти красоту там, где её не искали раньше...
А о нарядах "прерафаэлиток" - в следующий раз!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!