Прерафаэлиты и женские наряды

Женский наряд XIX века, какое бы мы десятилетие не брали, мог выглядеть очень эффектно, но при этом он сильно ограничивал тело и движения. Это, во-первых, тесные корсеты. Конечно, отнюдь не все и не всегда утягивались так, что было сложно дышать, но, тем не менее, жёсткий корсет на косточках не самая удобная вещь. Во-вторых, юбки. В середине века - пышные юбки на кринолинах, позднее - юбки с турнюрами, специальными подкладки пониже спины, делающие фигуру пышной сзади... Поэтому то и дело раздавались призывы реформировать женский костюм.

Прерафаэлиты и женские наряды
"Черви - козыри", Джон Эверетт Милле, 1872. Из коллекции Галереи Тейт

А в 1860-х в моду вторгается то, что назвали «эстетическим костюмом». Именно прерафаэлиты были одними из его главных пропагандистов, и именно он первыми стали использовать термин «artistic dress», что можно перевести как «художественный костюм».

Обращаясь в своих работах к прошлому, до-рафаэлевскому, до-ренессансному, к Средним векам, эти художники и своих моделей обряжали в длинные струящиеся платья и драпировки. Те не так искажали женские формы, как модный костюм, не так стесняли тело. Всё, что противоречило природе, отвергалось – это было одним из главных принципов! И многие дамы этого круга – и жёны, и натурщицы, ещё в 1840-х начали носить наряды в подобном стиле и в повседневной жизни. Отказывались от тугой шнуровки и корсетов, от каркасов под юбками, отказывались от ярких тканей, которые вошли в моду с изобретением анилиновых красителей.

Прерафаэлиты и женские наряды
"Закрытый показ на выставке в Королевской Академии", Уильям Пауэлл Фрайт,1883. Из коллекции Королевской академии художеств. В центре - дамы в модных платьях, слева и справа - в "эстетических"

Кроме того, они обращались к костюму прошлых веков за вдохновением. Иногда такая одежда действительно была удобнее, иногда она была, скорее, экстравагантной. Ну, например, римское покрывало-палла. Или рукава с пышными пуфами у плеча или по всей длине. Или сложным образом драпированная спинка, переходящая в шлейф, т.н. «складка Ватто», модная в XVIII веке. Прослеживалось влияние то античного костюма, то средневекового, то ренессансного.

Замечу, что, несмотря на то, что поначалу прерафаэлиты, как следует из названия, обращались ко временам до Рафаэля, начиная с 1860-х некоторые члены братства начали вдохновляться именно Возрождением. Это находило отражениях и в нарядах.

Прерафаэлиты и женские наряды
"Синее шёлковое платье" (портрет Джейн Моррис), Данте Габриэль Росетти, 1868. Из коллекции Общества лондонских антикваров

Очень часто эти платья делались из тканей, окрашенных красителями естественного происхождения, и поэтому они были мягких, приглушённых цветов. Вместо модной пышной отделки (рюшей, воланов, кружев, бантов, искусственных цветов и прочего) – вышивка. Или вовсе без отделки. При этом ценился ручной труд. Ткани выбирали струящиеся, хорошо укладывающиеся в складки. Как писал Уильям Моррис, «одежда не может красивой, если она жёсткая; драпировка – вот что важно».

Картины прерафаэлитов становились всё популярнее. Так что в подобном стиле начинают одеваться не только женищны их круга, но и другие дамы из богемных и интеллектуальных кругов, например, актрисы. Или же просто светские львицы, которым хотелось создать впечатление, что они вращаются в богемных кругах.

Прерафаэлиты и женские наряды
Джейн Хьюз, Джордж Фредерик Уоттс, 1857-58. Уайтвик-Мэнор

Наряды в эстетическом стиле были удобными, не стесняли движений. Ну и, конечно же, дело было в настроении – в них можно было вообразить себя романтической героиней, в том числе и с полотен прерафаэлитов! Но, надо заметить, такие платья, которые предлагала, к примеру, фирма Либерти, всё-таки не были точными копиями с полотен прерафаэлитов, и не воспроизводили в точности наряды прежних эпох. Скорее, они заимствовали отдельные элементы, которые делали их более экзотическими. Ну и носили их без корсетов, кринолинов и турнюров. Часто у них также были широкие проймы и спущенная линия плеча, так что рукава не мешали поднимать руки высоко, в отличие от модных платьев. Однако при этом корсажи всё-таки могли быть на косточках, чтобы держать форму. В целом, можно сказать, эти платья всё-таки отражали современную им моду, которая продолжала меняться.

Прерафаэлиты и женские наряды
Леди Аделаида Тальбот, графиня Браунлоу, фредерик Лейтон, 1879. Белтон-Хаус

И уже одного того факта, что под такие платья часто не надевали корсет, было достаточно, чтобы они считались смелыми. Конечно, поначалу их носили исключительно дома. Однако постепенно они становились всё привычнее, и понемногу выбрались за пределы будуаров и гостиных. И носить их стали не только богемные дамы, но и те, кто хотел как-то внешне подчеркнуть отличие выбранного жизненного пути от стандартного. Ну, например, если женщина решала обзавестись профессией, бороться за изменения в обществе.... Но в конце концов даже обычные представительницы среднего класса научились находить в них свою прелесть.

Конечно, критики, бывало, отзывались об этих нарядах как о «странных, старомодных, неописуемых», но у них было много поклонников!

Продолжение следует. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!