Две императрицы, бриллианты, розы и платья, или Свекровь и невестка

Мария Фёдоровна, супруга Павла I и мать двух императоров, Александра I и Николая I, была женщиной властной. А её невестка, супруга Александра, наоборот, кроткой и милой. Луизу Баденскую, в крещении Елизавету Алексеевну, недаром называли "ангелом".

Две императрицы, бриллианты, розы и платья, или Свекровь и невестка
Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, Владимир Боровиковский, 1795. Павловск

И вот представьте: день коронации Павла. Естественно, все при полном параде. Как вспоминала фрейлина Елизаветы Алексеевны, та "рядом с бриллиантовой брошью, бывшей у нее на груди, приколола несколько чудесных свежих роз". Судя из того, что мы знаем об этой женщине, это полностью в её характере. Однако свекровь осталась недовольна, мол, это не годится при парадных туалетах: "Когда перед началом церемонии она вошла к императрице, та смерила ее взглядом с головы до ног и, не сказав ни слова, грубо сорвала букет с ее платья и швырнула его на землю".

Две императрицы, бриллианты, розы и платья, или Свекровь и невестка
Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён, 1795. Из коллекции Государственного Эрмитажа

Есть ещё одна история. Она, конечно, прежде всего о предусмотрительности, о том, что при императорском дворе всё готовят заранее - что к свадьбе, что к похоронам, но всё же...

Как известно, император Александр скончался в Таганроге в ноябре 1825, и вплоть до весны Елизавета Алексеевна оставалась в этом городе. И только в апреле 1826 двинулась в Петербург. Свекровь двинулась ей навстречу.

Две императрицы, бриллианты, розы и платья, или Свекровь и невестка
Портрет вдовствующей императрицы Елизаветы Алексеевны, Пётр Басин, 1831. Из коллекции Государственного Эрмитажа

Екатерина Фёдоровна Толстая писала: "Узнав о болезни её, проездом чрез Москву, ещё задолго до смерти Елисаветы Алексеевны, Мария Феодоровна заказала самой модной в то время в Москве француженке-модистке нарядное белое платье, в котором после должны были положить в гроб Елисавету Алексеевну. Говорят, француженка сделала не платье, а «chef-d’oeuvre» и по нескромности своей не утерпела, чтобы не показать его своим заказчицам. Слух об этом пролетел по Москве, и все барыни стали ездить смотреть на это великолепное, «страшное по назначению своему» платье. Мать моего будущего мужа, Мария Ивановна Каменская, жившая тогда в Москве, не поверила этим слухам. Ей, как простой смертной, показалось невозможным, чтобы на живого человека было уже сшито гробовое платье, и она не поехала его смотреть. Но старушка-генеральша Ковалевская, у которой в доме ребенком воспитывалась Мария Ивановна Каменская, заехала за нею и насильно свезла ее посмотреть на ужасное белое глазетовое платье, от которого приходили в такой неистовый восторг московские барыни…"

Две императрицы, бриллианты, розы и платья, или Свекровь и невестка
Набросок комнаты в доме купца Дорофеева, где скончалась императрица Елизавета Алексеевна. Неизвестный русский художник, 1827. (сс) Wikimedia Commons

Платье шили у знаменитой тогда модистки Анны Сихлер, и, как писал один мемуарист, на него пошло 70 аршин серебряного глазета, а шлейф был длиной 7 аршин.

В живых Елизавету Алексеевну Мария Фёдоровна не застала. Та скончалась в Белёве 4 (16) мая, а свекровь приехала несколько часов спустя. Платье она привезла с собой...

Две императрицы, бриллианты, розы и платья, или Свекровь и невестка
Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён, 1798. Из коллекции Государственного Эрмитажа

В отличие от многих других императриц, от Елизаветы Алексеевны почти не осталось личных вещей. Ни нарядов, ни мелочей... Промелькнула, как сон.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!