Кто хоть раз читал описание последнего наряда королевы Шотландии у Стефана Цвейга, тот, мне кажется, вряд ли его забудет. Печальный ритуал продумывания каждой детали и медленного облачения - чтобы королева, идущая навстречу казни, была "венцом совершенства".
"Великолепный, праздничный наряд выбирает она для своего последнего выхода, самое строгое и изысканное платье из тёмно-коричневого бархата, отделанное куньим мехом, со стоячим белым воротником и пышно ниспадающими рукавами. Чёрный шелковый плащ обрамляет это гордое великолепие, а тяжелый шлейф так длинен, что Мелвил, её гофмейстер, должен почтительно его поддерживать. Снежно-белое вдовье покрывало овевает её с головы до ног. Омофоры искусной работы и драгоценные чётки заменяют ей светские украшения, белые сафьяновые башмачки ступают так неслышно, что звук её шагов не нарушит бездыханную тишину в тот миг, когда она направится к эшафоту".
"Королева сама вынула из заветного ларя носовой платок, которым ей завяжут глаза, – прозрачное облачко тончайшего батиста, отделанное золотой каёмкой, должно быть, её собственной работы.
Однако самая впечатляющая деталь - это красное нижнее платье: "Предусмотрено и то, что ей придется на глазах у чужих мужчин скинуть перед плахой это тёмное великолепие. В предвидении последней кровавой минуты Мария Стюарт надела исподнее платье пунцового шёлка и приказала изготовить длинные, по локоть, огненного цвета перчатки, чтобы кровь, брызнувшая из-под топора, не так резко выделялась на её одеянии".
Автор современной и весьма популярной биографии Марии Стюарт, Антония Фрейзер, пишет, что королева была в белом головном уборе в виде сердца, отделанном белым кружевом (т.н. "аттифэ"). Платье было из чёрного атласа, отделано чёрным же бархатом, а пуговицы в виде жёлудей – из гагата и жемчуга; сквозь прорези на рукавах были видны рукава нижнего платья пурпурного цвета. Туфельки из испанской кожи были чёрными, чулки вышиты серебром, подвязки сделаны из зелёного шёлка, а нижняя юбка – из бархата кармазинного цвета. Когда же чёрное платье сняли, то королева осталась в этой юбке, красных рукавах и коричнево-красном атласном корсаже.
Каким бы ни был цвет верхнего платья, чёрным или тёмно-коричневым, оба эти цвета подходили для аристократического траура. И все пишут о нижних одеяниях красного цвета – цвета крови и цвета мученичества.
Сохранилась женская сорочка XVI в. На груди у неё красными нитками вышита надпись: «Рубашка святейшей мученицы Марии, королевы шотландцев, которая умерла во время царствования Елизаветы, королевы Англии, 8 февраля 1587 года». Разумеется, нельзя с уверенностью сказать, что именно это сорочка была на королеве в день её казни, и всё же… Одно только предположение, что это может быть "та самая", вызывает дрожь.
Когда Марию хоронили, то, помимо знати, в этой последней её торжественной процессии участвовали четыреста бедных женщин, в основном вдов. В ту пору как раз укреплялась традиция, согласно которой семья усопшего раздаёт траурные одеяния родственникам, священникам, близким друзьям, а также беднякам, которые приходят на похороны. Так что бедные вдовы получили от имени королевы чёрные платья и по отрезу белого холста для покрывал. Больше она ничего и никому не могла дать...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!