Фрак лакея и фрак джентльмена

В одном из рассказов цикла об отце Брауне, "Странные шаги", Четстертон выстроил интригу на "том общеизвестном факте, что вечерний костюм джентльмена как две капли воды похож на костюм лакея, — оба носят черный фрак". Так что, когда преступник, замысливший похищение столового серебра клуба "Двенадцать рыболовов", оказывается среди лакеев, те принимают его за гостя-джентльмена. А среди гостей он играет роль лакея. Дело в манере держать себя, но не в одежде. И после того, как попытка похищения, благодаря отцу Брауну, провалилась, члены клуба вводят новое правило: "Я предлагаю, чтобы отныне мы носили зеленые фраки вместо черных. Мало ли что может случиться, когда ты одет так же, как лакей".

Фрак лакея и фрак джентльмена
"Дворецкий", Джозеф де Камп, 1919. из частной коллекции

Что ж, сборник с этим рассказом вышел в 1911 г., и действительно, в начале века некоторые денди пробовали ввести в моду цветные фраки!

Впрочем, дело не только в цвете. Бывало и наоборот. И вообще, при желании отличить джентльмена от лакея по одежде было можно, и довольно легко.

Фрак лакея и фрак джентльмена
Съёмки 6-го сезона сериала "Аббатство Даунтон" (2015). Слева - хозяин поместья, справа - его дворецкий. (с) telegraph.co.uk, Ник Бриггс

К концу XVIII - началу XIX в. мужской костюм стал строгим и сдержанным, ушла в прошлое любовь к кружевам, ярким цветам и роскошным тканям. И на первый план вышли детали, которые не сразу бросались в глаза. Качество ткани, из который сшит сюртук или фрак. Белоснежность сорочки. Высота её воротника и то, насколько она хорошо накрахмалена и выглажена. Расстёгнут или застёгнут ворот рубашки. Расцветка жилета. Узел, которым завязан галстук. Словом, сословные различия определялись качеством костюма и умением его носить!

Да, на первый взгляд мужчины разных кругов одевались весьма похоже. Писатель Николай Брешко-Брешковский печалился: «Современные мужские платья однообразны, шаблонны и всех обезличивают». А поэт Саша Чёрный писал (1907-08):

Все в штанах, скроённых одинаково,При усах, в пальто и в котелках.Я похож на улице на всякогоИ совсем теряюсь на углах...

Но намётанный глаз отличал детали.

Фрак лакея и фрак джентльмена
Модная иллюстрация, сентябрь 1900 г. Из коллекции музея Метрополитан (Нью-Йорк).

Эта иллюстрация почти вписывается в рассказ Честертона. Но именно "почти". Слева и в центре - обслуживающий персонал, те самые лакеи, справа - джентльмен.

Это почти как игра "найди десять отличий". Глубина выреза фрака и жилета. Форма лацканов. Цвет жилета. Обтянутые тканью пуговицы и пуговицы металлические. Форма воротничка сорочки. Силуэт, заметим, один и тот же, соответствующий текущей моде. Однако - именно для того, чтобы не путать лакея и джентльмена - у первого немодные детали.

Так что хотя фрак носят оба, спутать их можно, только если быть невнимательным. Правда, внимательны далеко не все - на чём и строит свой рассказ Честертон.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!