Женщины-портнихи против мужчин-портных

В середине XVIII в. в своей книге "Эмиль, или О воспитании", Жан-Жак Руссо писал: "Никогда мальчик сам не пожелает быть портным; нужно искусство, чтобы засадить за это женское ремесло пол, который не создан для него. Иглой и шпагой не сумеют владеть одни и те же руки. Будь я государем, я дозволил бы швейное и портняжное ремесло только женщинам и хромым, которые принуждены заниматься тем же, чем и женщины".

Женщины-портнихи против мужчин-портных
"В мастерской портного", Квирин ван Брекеленкам, 1661. Из коллекции Рейксмюсеума.

Были портнихи и портные. И раскрой ткани считался важным, благородным и рискованным занятием! Кривой шов можно было переделать. А вот неправильный разрез мог испортить дорогую ткань. Так что женщин к раскрою не допускали.

Женщины-портнихи против мужчин-портных
Иллюстрация из книги "Корсет свкозь века", 1893. (сс) Wikimedia Commons

Во Франции долгие годы женские платья могли шить исключительно мастера-портные. А портнихи? На их долю доставались юбки, простые домашние платья и т.п. В принципе, они могли шить и платья... но только тайно, чтобы об этом не прознали – ведь это было нарушением закона. И искать клиенток открыто они не могли!

Только в 1652 в гильдию портных начали принимать и женщин. А затем, ещё почти четверть века спустя, появилась и отдельная гильдия портних, потому что «более пристойно и прилично для женской скромности, позволить женщинам одеваться с помощью своего же пола». Победа? Не совсем. Гильдию портних король и его министры стремились удержать на втором месте после гильдии портных. Женщины могли шить многое, но самые престижные и самые дорогие предметы дамского туалета шили портные-мужчины.

Женщины-портнихи против мужчин-портных
Сцена примерки в конце XVII в. (сс) Wikimedia Commons

Портнихам позволялось шить домашние платья, нижние юбки (не бельё, а именно нижние юбки, которые виднелись из-под платьев !), жакеты, ночные рубашки. А ещё лифы и юбки молодых девушек, а также детей обоих полов возрастом до восьми лет. Почему до восьми? Потому что именно где-то с этого времени детская одежда переставала быть упрощённой и начинала полностью копировать взрослую.

За портными оставались корсеты, корсажи платьев на косточках и юбки платьев со шлейфами. Самые важные детали гардероба!

Женщины-портнихи против мужчин-портных
"Элегантная пара в интерьере", Эглон Ван дер Нер, 1678. Из частной коллекции

Не то чтобы дело было только в мастерстве – даже если женщин считали не очень способными мастерами в сложном деле кройки лифов, в конце концов, были ещё и юбки. Нет, тут дело, скорее, в том, что когда возникла новая гильдия, мужчины пытались сохранить мужские привилегии!

Однако гильдия портних была основана в тот самый момент, когда женский костюм видоизменяется, и дамы стали носить платья-мантуи. И это совершенно изменило ситуацию.

Да, согласно уставу портниха не могла шить лиф дамского платья, то есть не могла шить платье целиком. А вот мантую – могла! Ведь в ней не было жёсткого лифа на косточках. Она была распащной, как халат, и надевалась поверх корсета и юбки.

Женщины-портнихи против мужчин-портных
Анна де Сувре, Симон Декуа, 1695. Версал.

То есть женщина-портниха получила возможность шить самый модный и популярный наряд той поры, оставив придворные лифы мужчинам-портным. И портнихи воспользовались случаем, немало поспособствовав распространению моды на мантуи. Они пропагандировали новый вид одежды, они смогли найти собственную нишу. Мне как-то встретилось прекрасное сравнение тогдашних портних с Коко Шанель. А именно: они, как и она, работали с повседневной удобной одеждой, и превратили её в новый стиль, который был востребован и у элиты, и у тех, кто был ниже по положению в обществе.

Словом, портнихам достался почти весь рынок одежды – за исключением придворных нарядов. Так ведь их и требовалось куда меньше. А в XVIII веке они начнут пробираться и в эту область, когда возникнет профессия модистки. Но об этом – в своё время.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!