Что почём в мире моды пушкинской поры

Недавно я писала о том, во что могла обойтись поездка на бал в ту эпоху. А теперь давайте более подробно обсудим стоимость тех или иных предметов туалета.

Для сравнения: вскоре после женитьбы Александр Сергеевич Пушкин снял квартиру из двенадцати комнат на Большой Морской, которая стоила 3300 рублей ассигнациями в год; еда на год для всей семьи и прислуги обходилась в 3500; плюс четверка лошадей - 3600.

Что почём в мире моды пушкинской поры
Наталья Николаевна Пушкина, Александр Боюллов, 1831-32. Из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина

А что же расходы на одежду на этом фоне? Немало. Особенно если речь не о простых рубашках и домашних платьях, а о модных нарядах. И хозяин какого-нибудь модного магазина на Невском проспекте сам платил за две комнаты (две! комнаты!) 5000 рублей в год, а то и больше.

Что почём в мире моды пушкинской поры
Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Соколов, 1836. Из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина

Мужской костюм был куда скромнее женского. Но хорошая рубашка из голландского полотна обходилась в 40 рублей, а модная батистовая - в 50. Черный шёлковый галстук стоил 10, а цветной подороже - 12. Ну хоть шейные кисейные платки были подешевле - 4 рубля... зато и закупались дюжинами. Шёлковые чулки - а куда же на бал без шёлковых чулок! - 15 рублей. Фрак с панталонами и жилетом у хорошего портного - 250.

Цены на дамские радости ещё выше! Ладно, соболий палантин за 400 рублей. Но какая-нибудь лёгкая газовая пелеринка - 18, а модный шарф - уже 60. Кружевная косынка - 250. Маленькая вышитая кисейная вуаль - 25, а такая же, но из блонд (кружев из шёлка-сырца) - 150.

Что почём в мире моды пушкинской поры
Молодая девушка с книгой, Александр Брюллов, 1830-е. (сс) Wikimedia Commons

Бастовая (то есть из тонкого лыка) шляпка - 60 рублей, а такая же, но с цветком - уже 75. Берет с перьями марабу, роскошный вечерний головной убор - 125! Ещё бы, ведь само себе перо марабу стоило 75... Столько же, сколько кружевной чепчик, который модная дама носила дома.

Что почём в мире моды пушкинской поры
Елизавета Браницкая-Воронцова, Джордж Хейтер, 1839. Из коллекции Государственного Эрмитажа

А аксессуары? Шёлковый зонтик - 60 рублей, хороший веер - от 20 до 50 (о роскошных мы и не говорим). Бусы "под жемчуг" (не жемчуг!) - 25.

А кружева, которыми в ту пору так любили отделывать и головные уборы, и платья? Даже узкие французские блонды - около 5 рублей за аршин, а широкие - около 40. Аршин - это 0,71 метра, для отделки совсем немного. Украсила кружевом один рукав - всё, аршина как не бывало. На платье же мог уйти и десяток, и больше.

Что почём в мире моды пушкинской поры
Юлия Самойлова с Джованиной Пачини и арапчонком, Карл Боюллов, 1832-34. Из коллекции музея Хиллвуд

И это уж не говоря об украшениях, обуви, очень дорогих шалях и шубках! Ну и, конечно, платьях, которых нужно было, как вы понимаете, несколько...

При этом жалованье какого-нибудь начальника отделения в департаменте министерства - 4500. Ох. Не разгуляешься.

Наталья Петровна Вяземская, известная красавица и мотовка, которая блистала как раз в 1820-40-х, говорила о себе так:

Что почём в мире моды пушкинской поры
Княгия Наталья Вяземская, неизвестный художник, 1840-е. (сс) Wikimedia Commons

"Я скорее буду есть размазню без масла, и готова отказать себе во всём прочем, но люблю, чтобы то, что я на себя надеваю, было хорошо".

Всё вышеописанное вовсе не значит, что "так жили все". Отнюдь. И позволить себе эти дамские прелести могли не все дворянки, и экономили умело, и т.д. Однако это иллюстрация того, как дорого обходилось быть нарядной дамой в ту пору...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!