Бальные причёски Ростовых

Без красиво убранной головки никакой, даже самый прелестный наряд не имеет смысла! И когда Толстой описывает сборы на бал семью Ростовых, мы застаём их как раз в тот момент, когда "причёски были почти окончены". Наташа, которая безумно волнуется в день своего первого большого бала, ни минуты не может посидеть спокойно.

"Не так, не так, Соня, - сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. - Не так бант, поди сюда. - Соня присела. Наташа переколола ленту иначе. - Позвольте, барышня, нельзя так, - говорила горничная, державшая волоса Наташи. - Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня".

Бальные причёски Ростовых
Женский портрет, Алексей Венецианов, 1810-е. Из коллекции Государственного Русского музея

Причёску делает горничная, а не модный парикмахер - в принципе, можно было обойтись своими силами, если горничная достаточно опытна. "Волоса должны были быть причесаны à la grecque". То есть "по-гречески", что было очень модно в начале XIX века, когда увлечение античностью было буквально повальным.

Соответственно, дамские причёски той поры - это узлы и косы, уложенные на затылке повыше или пониже, дополненные кудрями и локонами. Можно было придерживаться античных образцов, а можно давать простор собственной фантазии. И названия были соответствующие – "а ля грек", "а ля Фрина", "а ля Ливия", и т.д.

Бальные причёски Ростовых
Женский портрет, Василий Тропинин, 1810-е. Из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Наташа и Соня - юные девицы, так что их причёски не должны были быть вычурными. Причёски украшали нитями жемчуга, диадемами, красивыми гребнями… У героинь - розаны. А если вы зрелая замужняя дама, то можно было надеть эффектный головной убор - например, тюрбан, берет или ток, как графиня Ростова.

"– А вы готовы, мама? – Только току приколоть. – Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!"

Бальные причёски Ростовых
Бархатный ток на модной гравюре из цикла "Costume Parisien", 1804. (cc) Wikimedia Commons

"Ток", "тока" – шапочка без полей, которая могла быть как повседневной, так и нарядной – вечерней или бальной. Такие головные уборы варьировались в зависимости от моды, главное - отсутствие полей. Токи появились ещё в XVI веке. Носили их поначалу носили мужчины, а затем женщины позаимствовали, и носили, надо сказать, с ещё большим шиком.

Бальные причёски Ростовых
Бархатный ток на модной гравюре из цикла "Costume Parisien", 1804. (cc) Wikimedia Commons

"В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье. - Уу! моя красавица! - закричал граф, - лучше вас всех!... - Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться. - Мама, больше на бок току, - проговорила Наташа. - Я переколю". И пытаясь сдвинуть матери току, Наташа, рванувшись к ней, повредит платье, так что горничным придётся снова браться за иголку.

Ничего. На балу она будет хороша.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!