Наряд невесты с картины "Неравный брак"

Когда я написала текст "До и после венца: невестины слёзы", о двух картинах Фирса Журавлёва на тему несчастных невест в русской живописи, то в комментариях нередко спрашивали - а как же знаменитый "Неравный брак", почему вы не написали об этой картине? На что я неизменно отвечала, что именно потому не писала - она действительно знаменита, интереснее было написать о картинах менее известных.

Но давайте, действительно, посмотрим и на неё - вернее, на наряд юной невесты.

Наряд невесты с картины
"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

И знаете, что лично мне бросается в глаза? Роскошь. Не просто красота, а именно роскошь свадебного наряда. Взгляните на бриллиантовые серьги в ушах невесты, на её жемчужно-бриллиантовое колье. Великолепные украшения, совершенно не девичьи.

Наряд невесты с картины
"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Деталь.

Можно предположить, что это - подарки жениха, из так называемой "свадебной корзинки". Мария Александровна Лопухина писала в 1838 г. : "Я хочу перечислить тебе все подарки, которые брат сделал своей невесте. Начал он, разумеется, с шали, которая изумительно красива. Затем он подарил ей прелестные часики и очень красивую цепочку с крючочком, чтоб их подвешивать. Изящную коробку с полным подбором очень красивых перчаток и шляпу. На Пасху он подарил ей фермуар и бриллиантовые серьги, затем полную парюру из серебра с филигранью, затем бриллиантовое бандо, теперь он еще хочет бирюзовые серьги". Именно невесте, ещё не жене.

Так что, возможно, и в этом случае драгоценности невесты - не семейные, а подаренные будущем мужем в расчёте на благосклонность. Впрочем, если наша героиня из купеческой семьи (есть несколько версий, кто она), то родители вполне могли надеть на дочку, сделавшую их трудами такую партию, всё лучшее. И даже браслет - со шпинелью? - чуть повыше коротенькой лайковой перчатки.

Наряд невесты с картины
"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Деталь.

Платье полностью открывает плечи, как бальный или вечерний наряд. Многие в ту пору венчались уже в платьях без декольте, и к одной юбке порой делали два лифа: закрытый, для церемонии, и открытый, для бала. И со временем закрытые свадебные платья будут всё популярнее. Церковь - не бальный зал, в конце-то концов!

Наряд невесты с картины
Свадебные платья на модной гравюре "Godey's Fashions", декабрь 1862

Платье нашей невесты из плотного белого шёлка, и мне кажется, что, судя по переливам, это может быть муар.

Наряд невесты с картины
"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Деталь.

Кружевной волан "берта" вокруг декольте, кружево на рукавах, и, судя по всему, поверх шёлковой юбки тоже кружево...

Наряд невесты с картины
"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Деталь.

Словом, перед нами наряд, на которой ушла не одна тысяча рублей! Бешеные деньги.

Но если мне сейчас снова кто-нибудь напишет "женщины - они такие, потерпит ради роскошной жизни, подумаешь"... Забаню.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!