"Кто там в малиновом берете?"

Наверное, малиновый берет Татьяны, урождённой Лариной - самый известный головной убор русской литературы.

«Скажи мне, князь, не знаешь ты, Кто там в малиновом берете С послом испанским говорит?» Князь на Онегина глядит. — Ага! давно ж ты не был в свете. Постой, тебя представлю я. — «Да кто ж она?» — Жена моя.

Берет - головной убор, обычно плоский, но детали зависели от текущей моды. Появился он ещё в эпоху Возрождения. А в XIX веке, когда стал развиваться интерес к костюмам предыдущих столетий, береты, наравне с тюрбанами, вновь вошли в моду и держались в ней до середины века.

Елизавета Браницкая-Воронцова, Джордж Хейтер, 1839. Из коллекции Государственного Эрмитажа

Вариации были бесконечными! Бархатные и шёлковые ткани. Отделка перьями, шнурами, драгоценными брошками. Цвета - от нежных до ярких. Размеры - от маленьких до больших, полуметра и более в диаметре. Манера носить, то чуть сдвигая набок то лихо заламывая... Это были очень эффектные головные уборы. Иногда весьма сложные!

Анна Толстая, урождённая Перовская, Мориц Михаэль Даффингер, 1827. (сс) Wikimedia Commons

Вот, например, как описывались разные модели беретов в "Московском телеграфе" в 1827: "В моде странная уборка головы: это что-то похожее на два берета, взгромождённые один на другой, но верхний берет с левой стороны выдаётся над нижним. Сии береты бывают не только различных цветов, но даже различных материй, например: бархатный и атласный!"

Каролина де Бурбон, Томас Лоуренс, 1825. Из коллекции Версаля

Там же, о беретах из гладкого тюля: "Верх сих беретов немного выпуклый и украшен розеткою из газовых атласных лент, концы которой служат аграфами для двух цветочных букетов, одного повыше правого уха, другого повыше левого уха".

Нина Зубова, Василий Тропинин, 1834. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

"Большое число беретов из пенистого газа, из газа снежного, из газа камчатного состоит из больших складок, образующих как будто три веера. Между ними находятся выдуманные цветы и обручики из лент".

Иллюстрации из модного журнала "Le Petit Courrier des Dames", 1824-26

Но, конечно, можно было обойтись лаконичным вариантом, и мне нравится думать, что у Татьяны, которая стала верным снимком "du comme il faut", "хорошего тона", был именно такой, выделяющийся только цветом.

Неизвестная в красном берете, Пётр Соколов, 1830-е. Из коллекции музея В. А. Тропинина

В русской литературе есть ещё один малиновый берет, в "Княгине Лиговской" М. Ю. Лермонтова. "Этот неожиданный вопрос был сделан даме в малиновом берете. Молчаливая добродетель пробудилась при том неожиданном вопросе, и страусовые перья заколыхались на берете". Яркий! С перьями! Модный! Правда, несколькими абзацами раньше Лермонтов нарядил её немного по-другому, упомянув, что там была "в малиновом токе, с перьями". Запутался немного, с кем не бывает. :)

Наталья Строганова, урождённая Кочубей, Пётр Соколов, 1830-е. (сс) Wikimedia Commons

Но берет ему, видимо, милее! "Печорин поднял голову, - но мог видеть только пунцовый берет и круглую белую божественную ручку с божественным лорнетом, небрежно упавшую на малиновый бархат ложи..."

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!