Попытки ввести национальные элементы в придворный костюм предпринимались ещё во времена Екатерины II. Надевали "русские" платья и при внуке Екатерины, Александре I. А уж когда началась Отечественная война... Дамы, по воспоминаниям Ф. Вигеля, "отказались от французского языка. Многие из них, почти все оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались".
Вплоть до 1830-х дамские наряды в русском стиле можно было видеть при дворе от случая к случаю. Например, в качестве маскарадных. Или же парадных - как, например, на коронации Николая I.
Однако затем они превратились в обязательную форму, все детали которой строго регламентируются. В 1833 году П.Г. Дивов, человек, перу которого принадлежит выражение "офранцуженный сарафан", так писал в своём дневнике: "Петербург занят преобразованием в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали новый, как говорят, национальный костюм, который эти дамы обязаны будут носить в дни больших выходов при дворе". Через три месяца эти наряды приобрели статус официальных.
Ещё в 1831 вышел указ под названием "Положение о мундирах для чинов Императорского двора", а в 1834 он был поглощён "Положением о гражданских мундирах". И если в первом ничего о дамах не говорилось, то параллельно со вторым было утверждено "Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору". Вот он, дамский мундир!
К.Я. Булгаков, петербургский почт-директор, писал: "Утром вчера несколько дам было в новых костюмах; красавиц ещё более украшает, а дурным не к лицу. Описать не умею: род сарафана, на котором Русское платье с особенными рукавами, на голове кокошник с длинным вуалем или фатою, а у девушек повязки бархатныя, шелковыя, парчевыя или с другими украшениями, или просто... Давно не видел я двор столь блистательным, как вчера и утром, и вечером; уж подлинно двор Русского Царя!"
Итак, дамский придворный мундир представлял собой бархатное платье с декольтированным корсажем, длинными откидными рукавами и распашной юбкой со шлейфом. Впереди на юбке, по подолу и по шлейфу шло шитьё, "одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов". Из-под распахнутой сверху донизу бархатной юбки платья виднелась юбка нижняя, из материи "какой кто пожелает", обычно из белого атласа или шёлка.
И покрой, и вышивка, и, главное, цвет платьев были строго регламентированы. Так, у гофмейстерины платье было малиновым, платья статс-дам и камер-фрейлин были зелёными, у фрейлин – пунцовыми; у фрейлин великих княгинь – тоже пунцовыми, но не с золотым шитьём, а серебряным; у фрейлин великих княжон – светло-синими, а у их наставниц – синими. Незамужние девицы при этом носили на голове "повязку", а замужние – "повойник или кокошник" с белой вуалью.
Дамы, у которых не было должности при дворе, но которых туда приглашали, тоже должны были являться в подобных нарядах, которые при этом могли быть "различных цветов, с различным шитьём, кроме, однако же, узора шитья, назначенного для придворных дам".
По поводу кокошников русских дам, экстравагантных с точки зрения тогдашних европейцев, успевших позабыть свои же головные уборы времён Ренессанса, весьма на них похожие, маркиз де Кюстин в 1839 писал: "Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым".
Шли годы, менялась дамская мода, но придворный костюм менялся мало, в основном следуя за колебаниями ширины дамских юбок – пышные и немного укороченные в 1830-х; на кринолинах, объёмных каркасах для поддержания юбок, в середине века; с более узкими юбками начиная с 1870-х годов.
Богатый декор, вертикально идущий по центру передней части платья, длинные откидные рукава и относительно высокий головной убор визуально "вытягивали" фигуру, делая её более стройной и величавой. И, хотя обвинений в адрес этого костюма было высказано немало – он был далёк от подлинной национальной одежды – нельзя не признать, что некое стилистическое единство было выдержано. И именно это выгодно отличало парадный костюм при российском дворе от прочих дворов. Мария Бок, дочь П.А. Столыпина, писала: "На всех торжествах при иностранных дворах, где требуется придворное платье, особенно эффектно всегда выделялись русские дамы. У всех остальных придворных костюм состоит из шлейфа, прикрепляющегося к плечам при обыкновенном бальном платье. Традиционный обычай требует лишь от англичанок особого головного убора, состоящего из трёх страусовых перьев. Русские же дамы неизменно привлекали всеобщее внимание красотой и богатством наших национальных платьев. Кокошник, фата, богато вышитое исторического покроя русское платье с шлейфом и большое количество драгоценных камней не могли не производить впечатления".
Можно возразить, сказав, что платья российских дам создавали картину достаточно однообразную, и оттого более скучную, чем в Европе. Ведь правила были строгими, и женщины вынуждены были наряжаться не так, как хотели, а так, "как на рисунке показано"...
Отнюдь! Вот как описывался приём в 1895, данный по случаю представления придворных дам новой императрице, Александре Федоровне: "Великолепная белая Николаевская зала к половине второго часа наполнилась дамами. Тут во всем блеске выказалась красота и богатство оригинального русского костюма. Какие тут были роскошные кокошники… каких богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от тёмно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых. Среди этого блеска и богатства туалетов, бриллиантов и драгоценных камней и значительной массы красных повязок и красных, вышитых золотом шлейфов фрейлин большого двора – там и здесь расхаживали в своих придворных зашитых золотом мундирах церемониймейстеры с жезлами..."
Придворное платье в русском стиле исчезло тогда же, когда и двор, для которого оно в своё время было создано, в 1917. Что ж, из всех потерь это была, быть может, наименее важная. Но именно её можно счесть воплощением великолепия этого двора.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!