Модный молодой Маяковский

Жгучий красавец

Да-да, именно с такой надписью - "от жгучего красавца Маяковского" - он подарил свою фотографию одной поклоннице. Иронизировал? Несомненно. Был при этом правдив? Да! Судите сами.

Зимой 1913-14 трое друзей, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский отправились в футуристическое турне по России. (Маленькое лирическое отступление: как я наслаждалась, рассказывая истории, с ними связанные, во время экскурсий по двум выставкам в Музее русского импрессионизма - "Импрессионизм в авангарде" и "Давид Бурлюк. Слово мне!") И вот в феврале, в Казани, они заглянули в лучшее фотоателье города. Маяковский, напомню, тогда ещё совсем молод, ему двадцать, и он эпатирует публику, помимо прочего, своей знаменитой жёлтой кофтой. Однако, возможно, именно в этот момент он понял, насколько эффектно может выглядеть в элегантном костюме! Строгое пальто, белоснежная рубашка, перчатки и... цилиндр. Ну разве же это не жгучий красавец, а? :)

Модный молодой Маяковский
Владимир Маяковский, Казань, 1914. Из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского

Розовый смокинг

Одной только жёлтой кофтой яркие цвета в его гардеробе не ограничивались!

Представьте себе смокинг. То есть двубортный пиджак из чёрного тонкого сукна, с шалевым воротником и лацканами из шёлка. Почему из шёлка? Чтобы при курении пепел, осыпаясь, соскальзывал по гладкой ткани (потому и "смокинг", от англ. "smoking", "курение"). Смокинг появился ещё в начале 1890-х в Англии, и поначалу носила его в основном молодёжь. А вот в начале XX века его начали надевать не только на званые домашние ужины, как поначалу, а в свет.

Но, главное, смокинг был чёрным. Мужской костюм консервативен и небросок. Недаром поэт Саша Чёрный писал:

Все в штанах, скроённых одинаково,

При усах, в пальто и котелках.

Я похож на улице на всякого

И совсем теряюсь на углах.

Но Маяковский не собирался "походить на всякого"! Пианистка Ида Хвасс вспоминала, в каком виде явился он в гости после возвращения из турне. "Как-то прихожу домой. Взволнованная горничная Настя, захлёбываясь, рассказывает: - Что было! Приходил Владимир Владимирович в новом пальто, в блестящей высокой шляпе, в красном пиджаке, в перчатках кожаных, оставил вот это, сказал, что вечером опять придёт. Я не поверила. Но вещественное доказательство - визитная карточка (!), длинный, прозрачный, изысканный картон с длинными жёлтыми буквами, заставил меня поверить словам Насти. Вечером является: новёхонькое английское пальто с чёрным бархатным воротником. Розовый муаровый смокинг с чёрными атласными отворотами, жилет из плотного красного атласа с тёмно-красными бархатными цветами, цилиндр, лайковые перчатки, палка с дорогим набалдашником и всякие "предметы роскоши" вроде портсигара, бумажника и прочего".

Розовый лоскуток поэт вложил в письмо к сестре Людмиле, сообщая, что сшил себе вот такой смокинг. Нет, вы вдумайтесь! Розовый! Из муара - шёлка с очень красивыми переливами. Если и есть ткань, которая менее всего годилась на смокинг, то это она. Но какой эффект это должно было производить! Ах, как жаль, что эти старые снимки чёрно-белые, и можно только представить, что вот этот жилет (тот самый) - красный с тёмно-красным бархатным узором...

Модный молодой Маяковский
Владимир Маяковский, Казань, 1914. Из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского

Цилиндр

Турне футуристов позволило Маяковскому приодеться, что но с удовольствием и сделал. Но цилиндр он носил и до этого, причём не со смокингом, а с той самой жёлтой кофтой! Бенедикт Лившиц вспоминал, каким увидел Маяковского осенью 1913. "Гороховое в искру пальто, очевидно купленное лишь накануне, и сверкающий цилиндр резко изменили его привычный облик. Особенно странное впечатление производили в сочетании с этим щегольским нарядом -- голая шея и светло-оранжевая блуза, смахивавшая на кофту кормилицы. Маяковский был детски горд переменой в своей внешности, но явно еще не освоился ни с новыми вещами, ни с новой ролью, к которой обязывали его эти вещи.   В сущности, все это было более чем скромно: и дешевый, со слишком длинным ворсом цилиндр, и устарелого покроя, не в меру узкое пальто, вероятно, приобретенное в третьеразрядном магазине готового платья, и жиденькая трость, и перчатки факельщика; но Володе его наряд казался верхом дендизма -- главным образом оранжевая кофта, которой он подчеркивал свою независимость от вульгарной моды".  Он увёз тогда Лившица из Петербурга в Москву. "Сопровождаемые толпою любопытных, пораженных оранжевой кофтой и комбинацией цилиндра с голой шеей, мы стали прогуливаться". И это внимание поэта ничуть не смущало - по словам друга, но чувствовал себя как рыба в воде.

Модный молодой Маяковский
Владимир Маяковский, Москва, 1914. Из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского

Двигаясь дальше, Маяковский расстанется со своим цилиндром - в марте 1915 на выставке он представил "контррельеф": на фоне полосатой стены - разрезанный пополам цилиндр с приклеенной к нему перчаткой. "Самопортрет" Маяковского. А в музее Маяковского и сегодня хранится один из его цилиндров. Отличного качества!

И в течение всей своей дальнейшей жизни поэт отлично будет разбираться в одежде, и мужской, и женской, но это уже другая история.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!