Образ императрицы-просветительницы ассоциируется у нас обычно с парадными портретами. На них Екатерина статная, величественная. И на большей части из них она, что называется, "женщина в теле". Что, в общем, неудивительно - ведь на престол Екатерина взошла в тридцать три, и с годами обретала всё больше, скажем так, солидности.
Однако же были, были времена, когда Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская была юной девицей, выписанной в Россию в качестве невесты наследника престола! И уж у этой настоящей принцессы, в её трогательные шестнадцать, была фигурка как у принцессы сказочной.
Портрет может приукрасить, но вот платье... Платье говорит само за себя. А венчальное платье Екатерины Алексеевны хранится и по сей день - в Оружейной палате.
Сама она вспоминала день свадьбы так: "...Придворные дамы продолжали одевать меня в присутствии матери: мое платье было из серебристого глазета, расшитого серебром по всем швам, и страшной тяжести". А её мать, герцогиня Иоанна, писала: "Волосы Великой Княжны не были напудрены; платье ея были из самого великолепного, какое я видела в моей жизни, серебрянаго glace, и окаймленное на высоте пол-юбки битью из золота".
Это типичное придворное платье той эпохи: с жёстким лифом, широкой юбкой, которая надевалась на специальный каркас (т.н. фижмы) и верхней юбкой, переходящей в шлейф.
Серебряная парча платья вышита по всем швам серебром, а, кроме того, подол юбки, часть шлейфа и передняя часть лифа тоже покрыты вышивкой. И среди прочих узоров там есть цветы гвоздики - символ обручения и супружеской любви, пальмовые ветви - символ целомудрия и долговечности, и папоротник - символ искренности и смирения. Ну да, а что ещё, казалось бы, нужно в браке...
Кружевные рукава, увы, не сохранились. Зато лиф платья даёт представление о том, какой тоненькой Екатерина была в юности!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!