О девочке, портрете, бедре и скандале

Джованни Больдини был одним из самых знаменитых портретистов конца XIX и начала XX века. На его полотнах все женщины неизменно прекрасны (особенно те, что жили в Прекрасную же эпоху), хотя из-за этого немного однотипны. Вот замечательный пример "салонного портрета", и таких у Больдини очень много - эта дама, родом из Чили, блистала в Париже 1890-х и коллекционировала произведения искусства.

О девочке, портрете, бедре и скандале

Но сегодня речь не о ней, а о её дочери. Больдини нередко писал и детей своих клиентов. Джовинетте Эрразурис было на тот момент десять лет.

Одета она, надо сказать, довольно причудливо. Мы не знаем, кто выбирал аксессуары - может быть, художник, а может быть, сама маленькая, и, не исключено, капризная модель.

О девочке, портрете, бедре и скандале

Чепчик, вернее, большой чепец с широкими плоёными оборками, был бы уместен на маленькой девочке, лет четырёх-пяти, не более. А чёрная бархатная накидка, как и длинный зонтик-трость, наоборот, аксессуары взрослой женщины - например, элегантной матери Джовинетты.

Но нельзя не отметить, как уверенно она смотрит на зрителя, и как оттеняет её ещё детскую красоту этот наряд. Между прошлым и будущим, можно сказать. Между девочкой и женщиной.

О девочке, портрете, бедре и скандале

Однако есть ещё одна деталь. Чёрные чулки (кстати, довольно практичная вещь, по сравнению со светлыми, и - да, со светлой одеждой их тоже носили). Так вот, они чуть сдвинуты, и между верхним краешком чулка и кружевами панталончиков и подолом платья виднеется узкая полоска кожи. Мы опять-таки не знаем, чья это была идея - самого живописца или маленькой кокетки, какой нам Больдини её рисует.

Согласитесь, эта деталь почти незаметна, если не вглядываться. И на выставке в Париже, где несколько лет спустя Больдини показал этот портрет, никто ничего не сказал по этому поводу.

О девочке, портрете, бедре и скандале

Не то в Венеции! На Биеннале в 1897 разразился скандал. Видимо, вгляделись. И, как выразилась жена Больдини, это "печально известный сантиметр кожи, который вызвал более бурный скандал, чем изображения иных, полностью нагих, моделей"...

Несколько лет назад вышел роман "Парижская квартира", где героиня, аукционер Сотбис, имеет дело с квартирой, которая простояла запертой семьдесят лет. И в найденном дневнике есть запись от апреля 1892 - хозяйка дневника является в мастерскую Больдини, и он показывает ей портреты матери и дочери. Портрет Джовинетты ей нравится, но, о ужас, видно бедро! Полоска кожи! И она заявляет художнику, что он создал свою версию портрета мадам Икс, как Сарджнет (я уже писала о розовом ушке и бриллиантовой бретельке здесь). А художник только смеётся. Мол, что такого?

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!