Жаклин, первая леди США, неизменно привлекала к себе внимание. И то, что на ней надето - тоже. Так стоит ли удивляться, что в историю моды вошёл и тот наряд, который был на ней 22 ноября 1963, в день, когда был убит Джон Ф. Кеннеди? Его можно назвать едва ли не самым легендарным за всю историю США, хотя дело, конечно, совершенно не в нём самом. Просто так сложились обстоятельства.
Можно по-разному относиться к Жаклин Кеннеди, однако то, что она стала иконой стиля, отрицать бессмысленно. И одевалась она чрезвычайно элегантно. Костюм-двойка, жакет плюс юбка - отличный, можно сказать, беспроигрышный вариант. Особенно, если крой безупречен, а ткань интересного цвета. И таких в гардеробе Жаклин было немало. Ну а костюмы от Шанель, которые как раз вошли в моду на рубеже 1950-60-х, быстро стали культовыми. И отлично вписались в гардероб уверенных в себе женщин. Конечно, тех, кто мог себе их позволить...
Уже после того, как всё произошло, в одном из интервью Жаклин рассказала, что сказал ей муж: "Там, на ланче, будут все эти богачки-республиканки, в норковых шубах и бриллиантовых браслетах. А ты должна выглядеть так же восхитительно, как любая из них. Оденься просто - покажи техасцам, что такое настоящий хороший вкус". Костюм от Шанель насыщенного розового цвета отлично подходил для такого случая. В этом же костюме - или, во всяком случае, очень похожем - Жаклин и до этого неоднократно появлялась на публике, и в США, и в заграничных визитах. Словом, это был проверенный временем вариант.
В историю моды этот костюм вошёл, как "костюм от Шанель", однако всё немного сложнее. Это костюм из осенне-зимней коллекции 1961. И да, ткань, фурнитура, крой - настоящие, и приехали из Парижа. Однако шили этот костюм в США, в знаменитом ателье "Chez Ninon". Авторизованная копия, можно сказать. В гардеробе Жаклин было немало и неавторизованных - я уже когда-то писала о копиях платьев от Живанши, который создавал для Жаклин её "придворный" дизайнер Олег Кассини. С одной стороны - экономия, а с другой... Жена американского президента должна, желательно, одеваться в то, что произведено в США.
Костюм был сделан из розового шерстяного "букле", а широкий стёганый отложной воротник и отделка были тёмно-синими. Под него надевалась синяя же шёлковая блузка без рукавов, которая почти не видна, когда костюм застёгнут. К нему Жаклин подобрала свою, можно сказать, фирменную шляпку-таблетку розового же цвета с синим кантом, тёмно-синий шарф, такие же туфли и сумочка. И немного золотого цвета - пуговицы на жакете, ручка и застёжка сумки, отделка на туфлях и золотой браслет. Плюс короткие белые перчатки. Словом, образ из тех, которые Жаклин, как модницу, и прославили. Цвет костюма был довольно насыщенным, его называли в прессе то малиновым, то землянично-розовым. А называть нужно было и потому, что большинство фотографий в прессе были чёрно-белыми. И широкая публика увидела всё в цвете только в мемориальном номере журнала "Лайф".
От внезапной трагедии не застрахован никто, даже, как выяснилось, семья президента США. Впоследствии пресса пестрела кадрами, на которых была изображена Жаклин и в тот самый момент, и позже. Леди Бёрд Джонсон, жена следующего президента, записала потом в своём дневнике: "Я бросила взгляд через плечо и увидела в машине президента что-то розовое, будто охапка цветов лежала на заднем сиденье. Это была миссис Кеннеди, лежавшая на теле президента".
Позднее, уже на борту самолёта, миссис Джонсон - муж которой только что принёс клятву, став новым президентом - тоже была рядом с Жаклин. "Я смотрела на на неё. костюм миссис Кеннеди был пропитан кровью. Она нога была почти полностью ей покрыта, а её правая перчатка промокла, промокла от крови - крови её мужа. Это казалось каким-то зловещим знаком - эта безупречная женщина, потрясающе одетая, и покрытая кровью. Я спросила, могу ли я найти кого-нибудь, чтобы помочь ей переодеться, и она ответила: "О, нет. Возможно, позднее я попрошу Мэри Галлагер, но не прямо сейчас. А потом - почти с яростью - если только о таком деликатном и сдержанном человеке можно сказать, что у него есть такое качество - она сказала: "Я хочу, чтобы все видели, что сделали с Джеком".
На следующий день ассистентка Жаклин аккуратно сложила костюм - никакой чистки, он так и остался покрытым кровью - и положила в коробку. Её отослали матери Жаклин, и наверное, это наилучший вариант. Та же, надписав на коробке "Костюм и сумочка Джеки, которые та надевала 22 ноября 1963", положила её на чердак своего дома, где та и простояла много лет.
В 2003 Кэролайн, дочь четы Кеннеди, передала содержимое коробки в Национальные архивы в Мэриленде. Там костюм, блузка, чулки, сумочка, - словом, почти всё. К кроме шляпки. Где она - так и неизвестно, канула в Лету.
Согласно документам, все эти материалы должны храниться в течение ста лет, и их нельзя ни выставлять, ни исследовать. Доступ к ним может получить только специальная комиссия, занимающаяся расследованием дела об убийстве Кеннеди. А сделано это, чтобы "никоим образом не порочить честь покойного президента и не причинять ненужной боли и страданий членам семьи".
Содержат костюм и аксессуары в специальных условиях, которые обеспечивают отличную сохранность. В 2011 старший архивный сотрудник сказал в интервью "Вашингтон Пост", что костюм "выглядит, как новый, за исключением крови"...
Конечно, он фигурировал в фильмах, так или иначе затрагивабщих этот момент. Например, когда снимался фильм "Джеки", художник по костюмам, Мадлен Фонтейн, обратилась за помощью в дом "Шанель". В одном из интервью она рассказала, что когда в парижском жоме моды "увидели ткань, цвет, и то, как мы сделали костюм, нам разрешили использовать настоящие пуговицы, что стало настоящим достижением. А теперь они хотят такой для своих архивов". Кроме пуговиц, использованы также настоящая отделка и этикетка. А Натали Портман, исполнившая роль Жаклин Кеннеди, признавалась, что даже копия этого костюма производила впечатление. Тяжёлое и гнетущее - учитывая его историю...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!