Айседора Дункан, танцовщица-новатор, и при жизни пользовалась известностью. "Свободный танец", естественные движения, раскрепощённое тело - не в корсете, не в трико, не в юбке-пачке, а в летящей тунике, босиком! Импрессионизм в танце, надежда создать "танец будущего"...
Всё это закончилось вечером 14 сентября 1927, в Ницце, на Английской набережной. Айседора села в спортивный автомобиль "Амилкар", на пассажирское сиденье. Через несколько минут её жизнь оборвалась... и началась легенда. Говорят, что последними словами Айседоры - "Прощайте, друзья, я иду к славе!"
Нередко сцену гибели Дункан подают с романтическим флёром - настолько необычны её обстоятельства. Погубил танцовщицу шарф. Его бахрома попала между задним крылом и корпусом автомобиля, и попала на колесо. Как только водитель тронулся с места, всё и случилось.
На самом деле в этой сцене не было ничего романтического, конечно же. Она была страшной. Намотавшийся на ось шарф рывком притянул Айседору к заднему колесу и её выбросило из автомобиля, который ещё ехал какое-то время, а её тянуло следом. Хорошо здесь только одно - она погибла мгновенно.
Да, всему виной шарф. Роскошный шёлковый шарф. Как писали в газете "Нью-Йорк Таймс", радужный, в другой газете его назвали "белым и розовым".
Если быть точным, то это был шёлковый креп - ткань с чуть шероховатой поверхностью. Роспись в восточном стиле была сделана вручную в ателье русского художника-эмигранта Романа Шатова.
Подруга Дункан, Мэри Дести, заказала шарф ей в подарок. Как она затем рассказывала, шарф был "с большой жёлтой птицей, занимавшей почти всё пространство, голубыми китайскими астрами и чёрными иероглифами - изумительная вещь". Называть эту вещь именно шарфом, пожалуй, и не совсем верно - он был полтора метра шириной и два длиной.
Он не сохранился до наших дней. Через месяц после трагедии состоялась распродажа вещей Айседоры, и разрезанный на мелкие кусочки шарф был выставлен на аукционе. Остались только два фрагмента. Один лоскут -он на в Национальной библиотеке Франции. И немного бахромы - её с этой роковой вещи срезала Мэри Дести - она хранится в Университете Калифорнии в Ирвайне.
По иронии судьбы, это был не просто подарок. Мэри подарила его подруге 1 мая того же 1927. Это был день рождения Патрика, сына Дункан, который вместе с сестрой и гувернанткой погиб в 1913 - их автомобиль упал в Сену.
Айседора обожала драпировки, шали, шарфы - они как нельзя лучше подходили к её образу - экстравагантному, "богемному". К тому же линии нарядов в 1920-х были весьма лаконичными, и всё это очень их украшало.
Мэри Дести вспоминала, как отреагировала Дункан на её подарок. Та, писала Дести, пришла в восторг, примеряла и драпировала шарф разными способами, и бурно восхищалась его красотой. Говорят, правда, что Дести была склонна преувеличивать, так что совсем уж полагаться на её слова нельзя. Но якобы среди прочих пышных фраз, сказанных Дункан о шарфе - например, что он будет согревать её опечаленное сердце - была и такая: "Я никогда с ним не расстанусь".
Что ж, он был с ней до самого конца.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!