Константин Маковский был одним из самых востребованных русских художников второй половины XIX века. Что называется, "модный автор". И, помимо прочего, прославили его картины на историческую тему, особенно русскую. Сцены из боярской жизни на его полотнах - красочные, яркие, притягательные! И готовился художник к их изображению очень основательно.
Его коллекция предметов быта, декоративно-прикладного искусства и костюмов была огромна! Сын Сергей потом вспоминал, что отец "собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением... ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала... чарки, братины, солонки, блюда, подносы, хрусталь, фарфор, майолику, бронзу, подсвечники, канделябры, бра и шкатулки, ларцы и кружева, вышивки, бархат, атлас, парчу аршинами и кусочками… Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды…" И, замечу, несмотря на обширность коллекции (после смерти художника на аукционе было выставлено 1100 предметов), она была всё-таки конечной. Так что не удивляйтесь, если увидите на разных картинах Маковского одни и те же детали.
Для образа невесты на этом свадбьном пиру ему позировала вторая супруга, Юлия Павловна. А мальчик, который посматривает на жениха и невесту, ожидая, когда же те наконец поцелуются - их сын (ему в год написания картины было шесть лет).
Красиво, театрально, эмоционально - кто предвкушает, кто радуется, кто завидует... Художник тщательно прописывал все детали, от парчи до вышивки жемчугом!
Свою великолепную коллекцию он использовал на вечерах с театрализованными костюмированными представлениями - гости переодевались в старинные наряды, а затем Маковский рассаживал и расставлял их, создавая т.н. "живые картины". Это было довольно популярным развлечением в XIX веке, но в данном случае это было не только интересно самим гостям, но и полезно художнику. Ведь зарисовки с таких вечеров он использовал при создании картин.
Правда, нужно учитывать, что цель автора - вовсе не реконструкция, не соблюдение исторической точности. Художник Василий Максимов (который, между прочим, предпочитал изображать крестьянскую жизнь) язвительно заметил в письме к коллекционеру Павлу Третьякову, что лучше бы картину назвать по-другому. "Пир фантастических бояр из неведомой страны".
Третьяков, кстати, приобрести картину не смог - цена оказалась слишком высокой, и она попала к Чарльзу Вильяму Шуману, владельцу ювелирной фирмы в США. Как утверждал потом Шуман, он предложил Маковскому даже больше, чем Александр III. И в декабре 1885 русская картина была выставлена в ювелирном магазине в Нью-Йорке, наряду с другими картинами из коллекции Шумана. Американец так влюбится в картины русского художника, что приобретёт ещё несколько. А эта - с её роскошными украшениями и костюмами - идеально подходила для того, чтобы приманивать покупателей ювелирных изделий.
Картина имела такой бешеный успех, что когда число посетителей, пришедших полюбоваться ею, перевалило за тысячу, в магазине стали брать плату за вход, 25 центов. За пять лет собрали 7000$, которые Шуман пожертвовал на благотворительность. Картина участвовал в выставках, появились репродукции, фотографии, конфетные коробки... А Маковский обрёл популярность не только на родине, но и за океаном.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!