24 января 1874 единственная дочь императора Александра II вышла замуж за второго сына королевы Виктории. Свадьба Марии Александровны и принца Альфреда была очень пышной - даже по царским и королевским меркам.
Обратимся к журналу "Гражданин": "За три дня до свадьбы выставлено было в залах Дворца приданое Великой Княгини. Трудно описать его в подробностях; говорят, что при составлении его руководствовались строго прежними приданными наших Великих Княжон. Особенное великолепие составляют шубы и, как слышно, то, что не было выставлено – бриллианты и серебро. Приданое выставленное заключалось в платьях, в готовых и не сделанных числом до семидесяти, в белье и шубах. Шуб было четыре; одна из них поразительно великолепна – из чёрного как смоль соболя. К числу замечательнейших драгоценностей приданного принадлежит одно ожерелье из сапфиров и одно из бриллиантов. Императорская Фамилия, по обычаю делает подарок совокупно; на этот раз, как известно, подарок Её заключается в великолепном серебряном столовом сервизе на сорок персон в русском стиле, заказанном в Москве у Овчинникова, описание которого было помещено уже нами. Ящики, заключающие в себе приданое – из красной кожи, с бронзовою оправою; если не ошибаемся, их около 40".
Наряд невесты тоже был подробно описан: "На голове её был венок из цветов и бриллиантовая Великокняжеская корона; платье-сарафан было из серебряного глазета, на котором вытканы были серебряные букеты, шлейфом, и сверх сего Великокняжеская мантия из пунцового бархата, подбитая горностаем, которую держали три камергера и шталмейстер". А не просто "четыре пажа", как потом написали в "Нью-Йорк Таймс". :) Ну а платье-сарафан - придворное платье в русском стиле, о котором я уже рассказывала, особого кроя, с длинными откидными рукавами. Такие платья надевали на торжественные придворные церемонии.
Разумеется, на венчании присутствовали и наследники России и Англии, будущий Александр III и Эдуард VII. Они были женаты на родных сёстрах, датских принцессах, Дагмаре (Марии Фёдоровне) и Александре. Обе сестры отличались изысканным вкусом и были очень похожи друг на друга. Александра, принцесса Уэльская, была "в тёмно-красном бархате, на ней были бриллиантовая тиара, бриллиантовое колье-воротник, и жемчужное ожерелье". А её сестра Мария Фёдоровна - в платье "из голубого бархата с золотой отделкой". Их платья тоже были, разумеется, в русском стиле.
После венчания (сначала по православному обряду, а потом по англиканскому) последовал роскошный банкет. Из дневника статс-секретаря П.А.Валуева: "Я никогда еще не видел Зимнего Дворца так полным и переполненным. <...> Иностранцев разных свит до 50. Многочисленность наших придворных чинов со дня на день становится неудобнее. От них нигде нет места. Я должен был выйти из церкви и потому не присутствовал при бракосочетании по нашему обряду, но хорошо видел и слышал английский обряд... Великая Княжна, несмотря на бремя бриллиантового венца, бархатной мантии и пр., выдержала оба обряда без изнеможения. В пять часов был обед на 700 кувертов и действительно обедало 690, тогда как до сих пор не случалось, чтобы обедавших за один раз бывало более 500. Во время обеда г-жа Патти превзошла самую себя и покрыла своим голосом не только оркестр, но и шум 600 тарелок с вилками и ножами и движение 400 официантов".
После банкета последовал не менее пышный бал, и начало его было как нельзя более русско-английским – сначала прозвучал национальный гимн Британии, а затем бал открылся полонезом под музыку из оперы Глинки "Жизнь за царя".
Словом, отпраздновали так отпраздновали! Вступление герцогини Эдинбургской, русской великой княжны Марии Александровны, в новую, английскую, жизнь было отмечено с поистине русским размахом.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!