Одежде Феликс придавал важное значение в течение всей своей жизни, вне зависимости от того, шла ли речь о чём-то повседневном или о каком-нибудь очередном маскарадном наряде. Или женском платье (они ему тоже шли).
И на его примере можно показать, что было в ходу у щёголей начала XX века. Видов костюмов было немало, и мужчина выбирал то, что ему надеть, строго в соответствии с обстоятельствами – так же как и дамы выбирали свои туалеты, от утренних до вечерних. Достойному джентльмену нужны были пять (минимум) разновидностей. А именно: костюм-тройка с пиджаком, в качестве домашнего и служебного; костюм для путешествий и занятий спортом, активного отдыха – например, охоты, с укороченными штанами. А ещё визитка, смокинг и фрак. Сюртук - опционально.
Самый парадный вариант, к тому времени - исключительно вечерний. Увы, не нашлось фотографий Феликса во фраке, так что воспользуемся модной картинкой.
Фрак был обязателен для балов и званых обедов. Как писали в журнале «Дэнди», «фрак – это царь среди мужских костюмов, фрак – это почти сам мужчина». Поэтому рекомендовалось доверить пошив фрака самому лучшему портному, который вы могли себе позволить. Потому что обычный портной «поставит вам тот же превосходный материал, будет точно прислушиваться к требованиям моды, но вы получите в конце концов не платье, а одежду. Потому что у вашего фрака будет недоставать несколько совершенно ничтожных штрихов, а эти штрихи доступны только взгляду артиста». И в этих штрихах Феликс, артист по натуре, отлично разбирался.
Увы, это поздний портрет, но для наших целей сгодится.
Ещё один вариант вечернего костюма, смокинг. Не такой формальный, как фрак. В начале XX века смокинги начали носить не только на званых домашних ужинах, как раньше. Можно сказать, они выбираются за пределы дома, и можно было надевать их в театр, в клуб, в ресторан, даже на званый ужин – но только в небольшом обществе.
К смокингам обычно носили галстуки-бабочки, либо из чёрного шёлка, либо из белой ткани, например, пике.
В отличие от фрака с вырезанными полами, у сюртука они прямые. Брюки делались из того же материала, что и сюртук, или из ткани в узкую полоску. С сюртуками носили жилеты из разных материалов, разных расцветок и фактур. И суконные, и бархатные, шелковые, и гладкие, и с рисунком... Отмечу это особо, потому что при фраке такая пестрота не допускалась.
Сюртуки и визитки надевали в случае визитов и деловых встреч. Визитки, в какой-то мере, это переходная форма от сюртука к фраку. Фалды у них скошенные, уходящие назад, где-то до уровня колен. Вырез более глухой, чем у фрака.
Когда Феликс собрался жениться на княжне императорской крови Ирине Александровне, встал вопрос, в чём же венчаться: "А вот мне наряд долго не могли выбрать. Быть во фраке среди бела дня я не желал и хотел венчаться в визитке, но визитка возмутила родственников. Наконец униформа знати – черный редингот с шитыми золотом воротником и обшлагами и белые панталоны – устроила всех".
Однако постепенно и сюртук, и визитка сдавали позиции. И на первый план начал выходить пиджак. Он возник ещё во второй половине предыдущего века, и его носили представители рабочего класса, разночинцы, словом, это была отнюдь не аристократическая одежда. Когда он стал проникать в высшие слои, то поначалу годился только для неофициальных встреч и поездок за город. Однако к 1910-м всё больше мужчин отдавало предпочтение именно ему. По одной из версий, этому поспособствовал английский король Эдуард VII, икона стиля мужской моды. И пиджак стало допустимо надевать в тех ситуациях, в которых мужчина раньше был обязан надевать сюртук.
И, наконец, твидовый костюм, удобный пиджак и укороченные брюки-гольф, или "никербокеры", которые надевались с гетрами. То, что мы видим на знаменитом портрете кисти Серова.
Вот он, полный комплект!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!