Я уже как-то писала о том, какого типа бывали платья в ту эпоху - от утренних до вечерних, от визитных до бальных. И у всех были свои особенности. Одни скромнее, другие наряднее, одни с длинными руками и воротниками, другие с короткими рукавчиками и глубокими декольте.
Тогдашние журналы предлагали множество моделей. И давайте обратимся к такому журналу 1852 года. Что он рекомендовал, как один из вариантов гардероба на день? Да-да, на один только день. Что нужно женщине, чтобы в её туалете "были гармония и грация"?
С утра - белый пеньюар. Поскольку дело происходит зимой, то пеньюар предлагается сделать из кашемира, на светлой подкладке, и стёганый. Словом, утеплённый халат. Но одного его мало! Ещё нужны "чепчик, кофта и юбка батистовая", и всё это вышито и отделано валансьенским кружевом. И туфельки - атласные, стёганые, с бантом. Это первое, что надевает дама утром, и в чём приводит себя в порядок.
А вот к завтраку надо переодеться! Журнал предлагает голубое поплиновое платье с чёрным жилетом, отделанным чёрным кружевом, и с золотыми пуговицами. К нему белую манишку, белые рукава (в ту пору рукава платьев широкие, и, чтобы не обнажалась рука, надевали дополнительные съёмные рукавчики) и чепчик. Всё это кисейное, вышитое гладью. На чепчике - чёрные или голубые ленты, и туфли тоже или голубые или чёрные, с отделкой кружевом!
Если после этого предстоит прогулка и "нецеремонный визит", то наряд "очень прост". Платье из узорчатого тёмного шёлка с манишкой и рукавами из белого батиста, без вышивки. К нему чёрная бархатная накидка, обшитая соболем. Шляпка "тоже чёрная бархатная, обделанная кружевами, с двумя небольшими страусовыми пёрушками". И по желанию - с бархатными цветами. Соболья муфта, средней величины, и шёлковые ботиночки под цвет платья. А на них - чёрные бархатные калоши, обшитые соболем.
К обеду нужно переодеться в бархатное платье с манишкой, чепчиком и рукавами из кружев. Чепчик можно украсить бархатными лентами или цветами.
Ну и наконец - "туалет для бала есть последний наряд дня". Журнал предлагает платье из шёлка в широкую розовую и белую полоску, причём по белой идут розовые арабески. И материя эта так роскошна, что больше ничего и не надо! Ну разве что причесаться "по-гречески", надеть небольшую брильянтовую диадему, серьги в один камень, очень большое колье, браслеты и брошку. Белые атласные башмачки, длинный веер в золотой оправе, а для "выхода с бала" - белая кашемировая накидка с капюшоном, вышитая золотом.
Не беспокойтесь, большинство тогдашних женщин читало это с теми же чувствами, которые испытывает большинство читательниц нынешних глянцевых журналов. "Пальто и колготки Гуччи, жакет и сумка Шанель, браслет Картье, юбка - собственность стилиста". :)
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!