В своих воспоминаниях художник Михаил Нестеров так описал этот портрет: "Баронесса Икскуль была изображена на нем в чёрной кружевной юбке, в ярко-малиновой блузке, перехваченной по необыкновенно тонкой талии поясом; в малиновой же шляпке и с браслеткой на руке".
Жена дипломата, литератор и издатель, благотворительница, хозяйка литературно-художественного салона, Варвара Икскуль фон Гильденбанд была во всех отношениях яркой личностью. Это нашло отражение и в её костюме. Он одновременно и демократичный, и изысканно-аристократический.
На "Красной баронессе", как прозвали Варвару, блузка - так называемая "гарибальдийка". Она вошла в моду ещё в начале 1860-х. Вся Европа знала Джузеппе Гарибальди, героя Италии, боровшегося за освобождение страны от власти австрийцев! Он и его сторонники носили ярко-красные рубашки. Ну а мода, которая реагировала на политические события, превратила их в деталь женского костюма. Блузы шили из тонкой шерсти, хлопка или шёлка, заправляли в юбки или носили навыпуск. Вот как баронесса. Со временем их стали делать уже не только красными – этот цвет, отмечали в модных журналах, больше подходил ярким брюнеткам, вроде Варвары. Так что блондинкам предлагали светлые оттенки, например, бледно-розовый или жёлтый.
По сравнению с плотно облегающими лифами платьев той эпохи блузы были гораздо удобнее – они меньше сковывали тело, их можно было надевать с разными юбками, за ними было проще ухаживать. Ну а если учесть ассоциации с освободительным движением в Италии, неудивительно, что гарибальдийки широко распространились в разных слоях русского общества. Особенно они полюбились курсисткам – девушкам, стремившимся получить образование и жить собственным трудом. Знаменитый математик Софья Ковалевская в своей повести «Нигилист» описывала курсисток так: "Все три девушки были одеты в черные юбки и цветные гарибальдийки, подпоясанные у пояса кожаными кушаками".
Конечно, элегантная светская дама обыграла скромный костюм курсисток. Её блуза идеально подогнана по фигуре поверх туго затянутого корсета. На манжетах широкая золотистая отделка в тон к золотым украшениям.
С виду скромная чёрная юбка на самом деле обшита воланами и кружевом.
На голове - эффектная высокая шляпка в тон блузки. Она чем-то напоминающая фригийский колпак (ещё один символ свободы), но при этом украшена широкой лентой и тончайшей чёрной вуалью.
На этом портрете Варвара Икскуль уверенно стоит между двумя мирами, аристократическим и демократическим – как стояла и в жизни.
Историк искусства Игорь Гарабрь писал о картине так: "Никто в России, кроме Серова, не передавал так матового цвета лица, томных глаз, шёлка. А рука на этом портрете, её атласная кожа, жемчуг и кольца едва ли имеют равных по высоте исполнения во всей Европе..."
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!