Да-да, свои стиляги существовали и в ту эпоху. Их называли "макарони". А дело было так...
Англичане, в отличие от французов, были склонны к более практичной и скромной одежде. Особенно это было заметно в XVIII веке, когда мужской костюм был ещё не менее нарядным, чем женский. Например, французские дворяне много времени проводили при королевском дворе. А английские дворяне большей частью жили в своих поместьях. То есть развлечения на свежем воздухе, поездки верхом, охота... Словом, не до кружев и ленточек.
Думаете, это помешало некоторым впасть в грех модного соблазна? Ничуть! И в 1760-х появились "макарони". Это были молодые английские дворяне, съездившие, как тогда полагалось, в Гранд тур по Европе. Оттуда они привозили и моды, и манеры. В заимствованиях, конечно, нет ничего дурного. Однако в данном случае речь о щёголях, которые одевались подчёркнуто модно и избыточно.
Почему "макарони"? Ещё в 1757 в пьесе Дэвида Гэррика "Мужчина-кокетка" фигурирует маркиз де Макарони. И это был тот ещё франт! А в 1764 писатель Гораций Уолпол упоминает в письме к другу "клуб Макарони, в котором состоят все повидавшие мир молодые люди с длинными локонами и в очках". Возможно, дело ещё и в том, что молодые модники и познакомили Англию с итальянским блюдом. И поначалу это слово означало всё модное, стильное, шикарное.
Правда, когда мы говорим о "макарони", речь идёт не столько о клубе, сколько о целой прослойке таких молодых людей. И, заметим, со временем это уже не обязательно аристократы или джентри. Это и ремесленники, и слуги - они, конечно, не могли носить дорогостоящие наряды, зато подражали дворянам-щёголям, как могли.
Макарони носили очень облегающие кафтаны, а позднее фраки, с короткими полами. Жилеты - очень узкие, чересчур облегающие. Кюлоты - самые модные штаны XVIII века, обычно были по колено, а вот макарони наоборот, предпочитали более длинные.
Парики носили тогда почти все мужчины. Но макарони носили парики броские, высокие. Впереди там был начёс, и он мог возвышаться над головой сантиметров на двадцать! (Чем не кок Элвиса Пресли?)
Чем строже и практичнее становился костюм, тем пышнее наряжались макарони. Яркие или, наоборот, пастельные краски. Узорчатые шелка, бархат, вышивка... Всё это выделяло их из неброской, сдержанно одетой толпы.
Макарони любили женственные аксессуары, например, цветочные бутоньерки цветов. А ещё - длинные цепочки часов, печати у пояса, узорчатые табакерки, разукрашенные пряжки обуви на высоких красных каблуках, крошечные шляпы "Нивернуа", названные в честь французского посла, белила, румяна, аффектированные жесты, особенные словечки...
Словом, можно понять, почему в британском обществе на них смотрели без всякой симпатии. Макарони безжалостно высмеивались карикатурами и сатирами – и в текстах, и в картинках, и в пьесах.
Как отмечает британский историк костюма Эйлин Рибейро, макарони были модным исключением из правил (субкультурой, как сказали бы сегодня). И они остались бы всего лишь сноской в истории моды... Однако их появление совпало с появлением первого поколения английских карикатуристов.
Так что теперь мы знаем, что стиляги существовали ещё два с половиной века назад!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!