Сегодня имя Веры Мухиной, одного из самых именитых скульпторов советской эпохи, ассоциируется в основном с монументом "Рабочий и колхозница".
Увлекающиеся историей искусства могут вспомнить и другие её работы - например, памятник Чайковскому у московской Консерватории. Однако Мухина занималась не только монументальным искусством! Были в её биографии и страницы, связанные с модой.
Началось всё с театра. Ещё в 1915-16 она создала ряд эскизов декораций и костюмов для нескольких спектаклей Камерного театра. Так, например, Алиса Коонен в "Покрывале Пьеретты" выступала в многослойном платье, напоминающем лепестки цветка - по эскизу Мухиной. На самом деле в театр молодая Вера Игнатьевна тогда пришла заниматься тем, что её увлекало больше всего - лепкой, однако и в костюмах попробовать себя тоже оказалось интересно.
Позднее три художницы - Александра Экстер (да-да, одна из "амазонок русского авангарда"), Вера Попова (сестра ещё одного прекрасного мастера, Любови Поповой) и Вера Мухина объединились и создали артель. Как вспоминала Вера Игнатьевна, "мы делали разнообразные шляпы, сумки, пояса и другие декоративные вещи из крашеной рогожки и мочала". Это самое начало 1920-х - можете представить, насколько туго было тогда с материалами для модных товаров. Но настоящим художника это не помеха!
Позднее Вера Попова эмигрировала, а Экстер и Мухина продолжали работать в мастерской, которую он им оставила. Сама Вера Игнатьевна потом вспоминала: "В этой мастерской мы с Александрой Александровной старались заработать. Придумали делать пояса и шляпы из рогожи. Красили, отделывали эти пояса горохом – зеленые, красные, получались удивительные вещи. Экстер была знакома с Ламановой. Ламанова – невероятный новатор. Она восхитилась нашими шляпами и стала давать нам заказы",
Именно тогда Мухина подружилась с Надеждой Петровной Ламановой, легендарным кутюрье ещё дореволюционной эпохи. Она создавала тогда наряды и для императрицы Александры Фёдоровны, и для её сестры Елизаветы Фёдоровны, и для множества аристократок и представительниц богемы, и тоже сотрудничала с театром. А теперь, после революции, вливалась в новый мир.
Эту дружба длилась двадцать лет, вплоть до смерти Ламановой в 1941. "Я с ней дружу больше, чем с кем-либо. Часами могла беседовать с нею, сама — на стуле, Надежда Петровна в качалке, шутка ли — старше на двадцать восемь лет, а не ощущается разницы. Умная, легкая на подъем, а сколько вкуса, такта, обаяния!"
Возможно, именно эта дружба и подталкивала Мухину активно заниматься не только скульптурой, но и модой. Она принимала участие в работе "Мастерских современного костюма" (экспериментальной лаборатории новых форм одежды), секции костюма при Государственной Академии художественных наук. Позднее, когда в 1933 будет основан Московский Дом моделей одежды, Мухина станет членом худсовета.
В 1925 году вышел альбом "Искусство в быту". Надежда Петровна создавала модели и выступала как теоретик, а Мухина - как практик, зарисовывая их и дополняя. Альбом был предназначен не для профессиональных портних, а для обычных женщин. Красиво, практично, и... да, это искусство!
В том же году они приняли участие во Всемирной выставке в Париже. Их простые платья (опять-таки представьте себе дефицит материалов!) всё равно смогли выделиться на фоне роскоши и блеска нарядов из мира Высокой моды. Так что работы Мухиной и Ламановой получили Гран при за "за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением".
Однако, наверное, мой самый любимый образец работы Мухиной в области моды - эскиз платья из жёсткой шёлковой тафты. В 1923 открылось "Ателье мод" при тресте "Москвошвей", и вышел первый, и, увы, единственный номер. В этом первом советском журнале мод и был опубликован эскиз. Эстрадное платье-бутон стало легендарным!
А в 1940-х Вера Игнатьевна продолжала создавать эскизы театральных костюмов.
Словом, монументы монументами... но и без моды не обошлось!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!