Вчера в Королевской сокровищнице в Королевском дворце Стокгольма я смогла полюбоваться - со всех сторон! - знаменитым платьем, жемчужиной этой коллекции шведских королевских нарядов, доспехов и регалий разных эпох.
В ноябре 1766 в этом же дворце состоялась свадьба - наследник престола, будущий король Густав III, женился на датской принцессе Софии Магдалене. Помолвлены они были ещё с детства, впоследствии договоренность чуть не расторгли, однако брак всё-таки заключили. Сразу скажу, он не был счастливым ни в одном отношении. Но для браков такого уровня это неудивительно.
А вот свадьба, разумеется, была великолепной. Костюмы жениха и невесты были сделаны из сияющей серебряной парчи. Из подобной ткани наряды для королевских свадеб шили к тому времени уже давно: она одновременно и символизировала чистоту и невинность, и выглядела роскошно, отражая свет. Прекрасный пример - свадебное платье будущей Екатерины II (которая, кстати, была кузиной Густава).
Платье принцессы было сшито в Дании, однако ткань с узором в виде гирлянд, листьев и цветов была сделана во Франции, а приобрели её в Гамбурге. Ширина ткани - 54 см .
Придворные платья той поры шились приблизительно по одному и тому же образцу почти по всей Европе: жёсткий лиф на косточках, очень широкая юбка, которая надевалась на специальный каркас (т.н. фижмы), и шлейф. Зародился подобный тип платьев ещё во Франции, в предыдущем столетии.
Юбки со временем становились всё шире, и шире, и шире... И во второй половине XVIII века такая форма стала из моды выходить. Однако придворный костюм очень консервативен. Так что платье это, с одной стороны, не соответствовало текущей моде (от придворного наряда это и не ждали), с другой - ткань как раз очень модная! С новейшим рисунком!
Лифы придворных платье плотно прокладывали китовым усом, так что корсет под них не надевали - они его заменяли. Жёсткая основа этого лифа сделана из белого шёлка и льна, а серебряная парча аккуратнейшим образом пришита поверх неё. Талия у принцессы была тонкой, а лиф-корсет делал её ещё тоньше - 53,5 см .
Такие лифы делали с глубокими декольте. Чтобы всё это держало форму и держалось на теле, верхняя, коротенькая часть рукавов из серебряной парчи тоже проложена китовым усом. А вот дальше шли заложенные складками рукава из полупрозрачного шёлкового газа.
Юбка была очень широкой - с такими фижмами можно пройти разве что в двери королевского дворца. В наше время точно неизвестно, где у неё передняя часть, а где задняя... Поверх юбки надет широкий шлейф. Ни юбка, ни шлейф не подставлены на подкладку. Длина шлейфа 3 м - его несли три придворные дамы. Подол юбки украшало серебряное кружево, а сама она была усеяна серебряными букетиками. Но до наших дней дожил один из 114.
К платью разумеется, прилагалось и бельё, и туфельки, и украшения. И жители Копенгагена получили возможность полюбоваться и свадебным нарядом, и приданым Софии Магдалены, прежде чем всё это было отправлено в Стокгольм.
Я обходила платье и думала - как же оно должно было сверкать при свете свечей...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!