Давайте продолжим знакомство с экспонатами Королевской сокровищницы Стокгольма. Я уже рассказывала о кукле, которой больше четырёхсот лет, об окровавленном платке - свидетеле истории любви и смерти, и о великолепном свадебном наряде. И если уж речь заходила о королеве Софии Магдалене, которая в нём венчалась, можно рассказать и о её супруге.
Тем более, что история Густава III достойна того, чтобы стать сюжетом художественного произведения. Впрочем, она им и стала. Опера Джузеппе Верди "Бал-маскарад" основана на истории о его гибели. Правда, из соображений цензуры действие пришлось перенести в США... Но сейчас есть постановки, в которой герои названы своими именами.
Густав III - настоящий монарх эпохи просвещения. Не будем сейчас о политических и экономических реформах. При нём была основана Шведская академия, Королевская опера, Королевский театр... Театр Густав обожал! Лет за десять до этого в своём длительном путешествии по Италии и Франции он постоянно посещал спектакли, а, вернувшись домой, реформировал театральное дело. Ах, да, и масоном он тоже был. И спиритическими сеансами увлекался. Словом, к этому монарху можно относиться по-разному, но скучной личностью он не был.
Нет, он не увлекался всем этим в ущерб политике. Наоборот. И аристократические круги не простили ему ограничений власти сената и знати...
Итак, представьте. Март 1792. Королю Швеции всего сорок шесть лет. Он приезжает на бал-маскарад в основанную им же несколько лет назад Королевскую оперу. За ужином в узком кругу друзей король получает письмо, в котором его предупреждают о готовящемся покушении, и умоляют покинуть бал - ведь негодяи могут воспользоваться масками и темнотой. но оно было далеко не первым. Так что король не обратил на угрозу внимания. Более того, он отправился в открытую ложу, где представлял собой отличную мишень. И, пошутив на эту тему, отправился с друзьями туда, где бурлил маскарад - на сцену оперы. Там всё и случилось.
Один из заговорщиков, воспользовавшись тем, что толпа в масках оттеснила короля от его спутников, выстрелил в него несколько раз. Охрана короля была совсем рядом, но... Это не спасло. Выстрелившего тут же арестовали, выходы из Оперы закрыли, раненого короля доставили во дворец. Возможно, он и остался бы жив, но раны воспалились, и через две недели его не стало.
А в Сокровищнице и поныне хранится маскарадный костюм короля, который был на нём в тот вечер. Дублет, узкие штаны-чулки, чёрный тяжёлый плащ, треуголка и маска. А на жилете, надетом под дублет, виднеется кровавое пятно...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!