Я очень люблю читать дамские журналы XIX века - там встречаются очень интересные детали. Авторы статей вдавались в такие тонкости, каких не вычитаешь в книгах по истории костюма. Правда, надо помнить, что мода мимолётна, и что если в таком-то журнале такой-то страны в таком-то месяце написали про некое модное "правило", это не значит, что оно будет верным для следующего года. Или что в другой стране делали так же.
Тем интереснее!
Так вот, однажды в русском модном журнале конца 1880-х я встретила описание фаты для вдов, вторично выходящих замуж. И в своём тогдашнем блоге задала читателям вопрос: как вы считаете, чем отличается фата невесты-девицы от фаты невесты-вдовицы? Чтобы отсечь напрашивающиеся версии, связанные с трауром, добавила: нет, это фата не чёрная/серая/фиолетовая, на ней нет траурных нашивок, словом, ничего в таком роде.
Предположения были самые разные. Например, что она не белая, а кремовая. Или же что она совсем простая. Короткая. Без вышивки. Наоборот, со специфической вышивкой. Словом, версий было множество. Я бы тоже, наверное, не догадалась... или далеко не сразу.
Итак, вот страница из журнала. В центре - невеста, обычная невеста с обычной фатой. А вот то, что лежит наброшенным на стул, который стоит на переднем плане - это наша с вами загадка.
Рассмотрим поближе. И-и...
"Невесты-девицы надевают простую тюлевую фату, вдова же употребляет более дорогие кружева".
В XIX веке девице полагалось быть скромной, и это касалось, помимо прочего, и туалетов. А выходя замуж, она получала право и на более нарядные платья, аксессуары, драгоценности. Так что логика тут такая: замуж выходит не юная скромная дева, а женщина, побывавшая замужем. Значит, ей уже можно и кружева. А девам и неразукрашенной фаты довольно.
Повторюсь, это не универсальное правило! Мода слишком быстро менялась в ту пору. Но в конце 1888 журнал "Модный свет" предлагал своим читательницам именно такой вариант.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!