Как выглядела Екатерина II во время встречи с "капитанской дочкой"

Помните, как Маша Миронова приезжает в Петербург и случайно на прогулке в саду встречает императрицу, не зная, что это она? "И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую".

Вероятно, именно этот портрет Екатерины II послужил одним из источников вдохновения для этой сцены. Правда, в тексте романа упомянут "памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева", и существует две версии портрета. На его фоне того памятника - более позднее авторское повторение. А первый вариант, который мы тут и видим - на фоне Чесменской колонны. Он мне нравится больше. :)

Как выглядела Екатерина II во время встречи с

Её предшественница, Елизавета Петровна, обожала наряжаться. А вот Екатерина Алексеевна была в этом отношении достаточно сдержанна. Не как императрица (к соблюдению всех тонкостей статуса она относилась как истинная монархиня), а как женщина. Особенно в зрелом возрасте.

В повседневной жизни она одевалась весьма скромно. Её кабинет-секретарь, Адриан Моисеевич Грибовский, вспоминал, что по утрам императрица обычно носила "простой чепец, белый атласный или гродетуровый капот". Именно в таком костюме мы видим ее на портрете. Разве что капот/шлафор (просторная распашная одежда с длинными рукавами и застежкой спереди) не белый, а голубой. И, судя по сдержанному блеску ткани, это гродетур – разновидность дорогого плотного шёлка ("гро-де-тур" – "шёлк из Тура").

Как выглядела Екатерина II во время встречи с

Но всё-таки это императрица, а не просто дама, поэтому даже домашний костюм наряден. Капот с серебряной отделкой, с кружевными манжетами и воротником в ренессансном стиле. Скорее всего, этот воротник и манжеты украшают скрывающееся под капотом белое утреннее платье.

Да и чепец Екатерины Алексеевны затейлив – с плоёной, то есть уложенной в мелкие складки оборкой по краю, и пышными драпировками на тулье.

Как выглядела Екатерина II во время встречи с

И всё же выглядит она, скорее, как хозяйка поместья. Так что можно вспомнить другую пушкинскую цитату, про матушку Татьяны Лариной: "...И обновила наконец на вате шлафор и чепец"!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!