Ренессанс - эпоха великолепных нарядов! Роскошные ткани - гладкие, узорчатые, покрытые декоративными разрезами, а ещё вышивка, отделка жемчугом и драгоценными камнями... Словом, если вы хотели выделиться на общем фоне, то надо было очень постараться.
И Элеоноре Толедской это удалось! Среди её портретов есть один, особенный, в изумительном платье, который и вписал это платье в историю моды. С тех пор оно многим не даёт покоя – и художникам, повторяющим его мотивы, и тем, кто увлекается исторической реконструкцией.
Элеонора была дочерью испанского аристократа, и, когда ей было десять лет, переехала с семьёй в Неаполь, где отец был назначен вице-королём. Обратно в Испанию она уже не вернулась, поскольку впоследствии стала супругой Козимо I Медичи, великого герцога Тосканского.
Это была сильная, властная женщина, которая и герцогством управляла в отсутствие мужа, и занималась превращением их резиденции во Флоренции в пышный двор. Ну а роскошный, но при этом элегантный гардероб герцогини - не просто личная прихоть, а поддержка имиджа новой династии, основателями которой они с мужем стали. И уж на что герцог не жалел средств, так это на наряды жены.
В одном из таких она и изображена на портрете. И это, судя по всему, самая роскошная ткань, которую могли сделать во Флоренции в те годы. А она славилась своими тканями! Узорчатый бархат, причём неразрезной ворс золотых узоров имел разную высоту, что делало материал ещё более фактурным. Настоящий шедевр, на который были способны немногие мастера.
Прихотливые узоры-арабески в ближневосточном стиле были очень модными в ту пору. Но, как считают исследователи, могли также намекать на то, что у супруга герцогини были свои интересы в Средиземноморском регионе. Этакий тонкий политический намёк.
Ткань так роскошна, что на её фоне теряется всё - и жемчужные ожерелья, и пояс-цепь, украшенный драгоценными камнями, и едва ли не сама Элеонора.
Через пятнадцать лет герцог заказал для жены ещё более роскошную ткань - белый бархат, покрытый золотыми и серебряными узорами. Увы, портрет в нём не написали. А что до этого платья, то, если судить по записям в гардеробных книгах герцогини, оно - или очень похожее - хранилось долгие годы, вплоть до её кончины в 1562.
А ещё, представьте себе, эта роскошная ткань добралась и до Москвы! Но об этом - в следующий раз.
P.S. Подписывайтесь на мой сайт по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!