Связь времён: флорентийская герцогиня и русская царевна

Я уже рассказывала о великолепном наряде Элеоноры Толедской, жены флорентийского герцога Козимо Медичи. Роскошный узорчатый бархат на её портрете поражает воображение до сих пор. Однако самое интересное, что образчик подобной ткани есть в России! Да-да.

Связь времён: флорентийская герцогиня и русская царевна

Легендарное платье в Италии не сохранилось, зато в суровой Московии до сих можно полюбоваться тем, как выглядел его материал. Более того, связан он с другим известным именем - с Ксенией Годуновой!

Связь времён: флорентийская герцогиня и русская царевна

Помните эту несчастную царевну, дочь Бориса Годунова? Сначала она потеряла жениха, Иоанна Шлезвиг-Гольштейнского. Датский принц приехал, чтобы стать её мужем, но не успел, скончался в Москве; а было-то ему всего семнадцать! И пушкинская Ксения Годунова причитает: "Милый мой жених, прекрасный королевич, не мне ты достался, не своей невесте – а темной могилке на чужой сторонке".

Потом она потеряла отца, царя Бориса. Потом на её глазах погибли мать и маленький брат. Потом Лжедимитрий I долго держал её при себе, и можно только гадать, чего пришлось натерпеться при нём несчастной девушке. Ну а потом она стала монахиней - хоть какое-то утешение в её нелегкой жизни.

Связь времён: флорентийская герцогиня и русская царевна

Так вот, до наших дней сохранился покров на жертвенник, т.н. индития, который, как считается, вышивала царевна Ксения. И в монастырской описи есть запись, мол, индития эта "вышита собственными трудами и пожалована в обитель пр. Сергия царевною Ксениею Борисовною Годуновой в 1602 году". Присмотритесь к ткани. Узнаёте? Да-да, это он, тот самый узорчатый бархат со знаменитого портрета... Почти. Там не чёрный узор, а тёмно-красный.

И это не так уж и удивительно! Потому что при дворе Бориса Годунова были торговые представители Флоренции. И Годунов поддерживал дипломатические отношения с Фердинандо I Медичи, сыном той самой Элеоноры. Братья Луцио поставляли лекарственные снадобья и предметы роскоши к русскому двору, и имели специальную грамоту, чтобы "приезжати в наши великие государства к Архангельской пристани и к Москве и назад отъезжати поволно без всякого задержания и зацепки со всеми их людьми и животы".

Связь времён: флорентийская герцогиня и русская царевна

Кто знает, в какой момент приехал к русскому двору этот роскошный бархат... Возможно, он к тому времени лежал в сундуках не один десяток лет, а, возможно, был и совсем новым, просто по старому рисунку. Мода на узоры тогда тоже была, конечно, но менялась не так уж быстро.

Более того, из очень похожего бархата сшит один из стихарей Соловецкого монастыря. Как сказано в одной статье, посвящённой церковным облачениям, "судя по многочисленным кускам драгоценной ткани разного размера и конфигурации, стихарь был перешит из какой-то другой вещи, которая может быть реконструирована, как один из видов женской светской одежды".

Связь времён: флорентийская герцогиня и русская царевна

Конечно, подробностей нам уже никогда не узнать, но можно предположить, что у Ксении - или, возможно, у её матушки - был наряд из заморского бархата. А потом его пустили на индитию и стихарь.

Как тебе вышивалось, царевна?..

P.S. Подписывайтесь на мой сайт по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!