Мария Павловна Романова родилась на заре того времени, которое принято называть "Прекрасной эпохой". Положение в обществе – внучка Александра II, кузина Николая II – должны были подарить ей, может, и не обязательно счастливую, но спокойную жизнь. Однако Первая мировая война и революция окончательно разломали золотую клетку, в которой жили женщины рода Романовых. Мария Павловна оказалась вынуждена, как и многие её родственницы, жить не той жизнью, к которой её готовили... Но она справилась!
Сегодня мы не будем вдаваться в подробности её сложной биографии. Начнём сразу с эмиграции и Парижа, куда она со вторым мужем добралась в 1921. Нужно было выживать.
И шить, и вышивать, и вязать Мария Павловна умела – всему этому великих княжон обучали ещё в детстве и юности. Но одно дело сделать что-нибудь простенькое, а другое - взяться за заказ! Неизвестно, как повернулось бы дело, если бы не знакомство с Коко Шанель, которая в ту пору как раз становилась знаменитой, и у которой вспыхнул роман с братом Марии Павловны, Великим князем Дмитрием.
А началось всё с того, что однажды Мария Павловна заглянула к Шанель в тот момент, когда та спорила с одной мастерицей. Мастерица запрашивала за вышивку блузки шестьсот франков, а Шанель отказывалась. И неожиданно для самой себя Мария Павловна услышала собственный голос: "Мадемуазель Шанель, если я вышью эту блузку на сто пятьдесят франков дешевле, вы отдадите мне заказ?"
У неё не было машинки для вышивки, но можно было попробовать купить её и научиться! Затея казалась рискованной. Но вышивка была тем единственным, что она умела делать очень хорошо, ведь она училась ей, помимо прочего, и в художественной школе Стокгольма, во время первого замужества. "Пальцы изнывали по делу. Я предвкушала муки и радости творчества".
Дел оказалось море. Начального капитала не было – пришлось вновь продавать драгоценности, которых оставалось уже совсем немного. Найти машинку, научиться на ней работать, отыскать помещение, закупать ткани, подбирать мастериц в команду... Выбрали и название: "Китмир" — по имени сказочной собаки из иранской мифологии" (Китмиром звали пёсика-пекинеса знакомой семьи).
После первого же показа стало ясно – успех! Правда, у него оказалась и оборотная сторона. Заказов стало поступать много, а рассчитывать своим силы Мария Павловна ещё не умела. Так что первое время она работала в буквальном смысле не поднимая головы.
Помимо вышивки – Мария Павловна и сама сидела за машинкой – приходилось решать ещё множество вопросов. Будем учитывать, что её к этому никто и никогда не готовил. Она, по собственному выражению, очутилась по другую сторону прилавка. Но всё равно ей всё это нравилось!
Собственную фантазию приходилось подгонять, ведь модный рынок постоянно требовал новинок. "В один сезон я вдохновилась восточными коврами, в другой — персидскими изразцами. Я использовала орнамент с китайских ваз и коптских тканей. Однажды повторила в ручной вышивке индийские ожерелья и браслеты. Вспоминаю пару мулов, пришедших с персидской миниатюры. Несмотря на дороговизну, эти мулы принесли «Китмиру» огромный успех. Не только новые узоры заботили меня: я возвращала к жизни старые материалы, по-новому используя их, например забытую синель. Она шла у меня на отделку шляпок, которые первой стала продавать Шанель, а потом они разошлись по всему миру".
Со временем в "Китмире" расширился штат, они переехали в более просторное помещение, и делали там уже не только машинную вышивку, но и ручную, и вышивку стеклярусом. В 1925 на Всемирной выставке декоративного искусства их работы получили золотую медаль и почетный диплом!
Однако не то чтобы высоких доходов, а хотя бы просто стабильной прибыли добиться так и не удалось . А попытка стать менее зависимыми от дома Шанель привела не столько к успеху, сколько к новым сложностям. Но, главное, несмотря на все старания Марии Павловны, она так и осталась дилетантом в области ведения дел. Пришлось продать последнюю ценную вещь – жемчужное ожерелье матери. А в довершение бед и вышивки вышли из моды... Словом, в 1928 Мария Павловна сдалась и продала "Китмир" известной парижской фирме вышивки "Фитель и Ирель".
Однако своё место в истории моды "Китмир" занял по праву. А Мария Павловна - прекрасный пример того, что нужно не сдаваться!
P.S. Подписывайтесь на мой сайт по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!