"...Летают ножки милых дам". Таким видит бал Евгений Онегин. А между тем шпоры, с помощью которых всадники управляли лошадьми, металлические, с острыми колёсиками - настоящая опасность для дамских платьев с пышными юбками! Одно движение - или вашего кавалера, или соседа - и вот уже прореха в дорогом бальном наряде. И нередко у тех, кто интересуется историей, возникает вопрос - так как же танцевали военные на балах, неужели в шпорах?!
И действительно, в русской литературе есть немало примеров! Например, в "Герое нашего времени" Лермонтова: "Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились".
Есть упоминания и у Толстого. Так танцуют с Элен Безуховой: "...Из-за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы". И звеня шпорами, Денисов бурно танцует мазурку с Наташей Ростовой . Много, на самом деле, подобных упоминаний! Так что же, действительно военные танцевали со шпорами? Рисковали дамами?
На самом деле обычно так поступали в провинции. Где-нибудь подальше от столицы, где нравы попроще, девицы не столь блестящи, а кавалеры недостаточно хорошо воспитаны. И позволяют себе то, чего никогда бы не сделали в Петербурге или Москве.
А как же тогда бал в "Войне и мире", на котором даже присутствует император? О, это... литературный приём! Потому что блеск и бряцанье шпор - это красиво, в конце-то концов! И некоторые писатели сознательно шли против этикета - но только на страницах книг.
Что уж там, даже сам Пушкин признавался в в сознательно допущенной неточности - если говорить о самой первой цитате. И писал: "На балах кавалергардские офицеры являются так же, как и прочие гости, в вицмундире, в башмаках. Замечание основательное, но в шпорах есть нечто поэтическое".
И Александр Сергеевич абсолютно прав. Есть! :)
P.S. Подписывайтесь на мой сайт по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!