Императрица против художницы, или Тайна одного портрета

Бывает, смотришь на какой-нибудь старинный портрет и думаешь: "Ах, какая прелесть!" А потом читаешь сопутствующую литературу, и получается немного другая картинка.

Посмотрите, к примеру, на этих милых барышень. Это Александра и Елена, старшие дочери Павла I. Как писала бабушка, Екатерина II, в 1796, когда Александре было тринадцать, а Елене, двенадцать, "...старшей пора замуж. Она и вторая сестра — красавицы. В них всё хорошо, и всё находят их очаровательными. Женихов им придётся поискать днём с огнём".

Императрица против художницы, или Тайна одного портрета

Портрет написал французской художницей Элизабет Виже-Лебрен, которая во второй половине 1790-х работала в России. И в её воспоминаниях есть эпизод - однажды к ней в маcтерскую в Эрмитаже заглянул юный шведский король Густав IV, который приехал в Россию как раз для того, чтобы познакомиться с Александрой, своей невестой. И по словам художницы, так загляделся на её портрет, что выпустил шляпу из рук! Уж не об этом ли портрете речь?

Императрица против художницы, или Тайна одного портрета

Прелестные девочки, правда? Елена держит в руках медальон с портретом почитаемой бабушки - подвешенный, по всей видимости, к нити жемчуга на груди Александры. А у самой Елены - звезда ордена Св. Андрея Первозванного. Как писала художница, они были просто "небесны".

Так вот. Это был первый заказ Екатерины французской художнице, и... Результат не понравился! Императрица высказалась очень резко: "Эти прелестные фигуры госпожа Лебрен изобразила скорчившимися на диване, скривила младшей шею и придала им вид двух мопсов, греющихся на солнце, или, если хотите, уродливых савоярок, причесанных, как вакханки, с гроздьями винограда в руках, и одела их в туники густого красного и фиолетового цветов. <...> Сторонники госпожи Лебрен возносят это творение до небес, но, по мне, все очень плохо, потому что нет в этом портрете ни сходства, ни вкуса, ни благородства и нужно не иметь ни чувств, ни понимания, чтобы так не справиться с сюжетом, особенно когда такой сюжет перед глазами. Нужно было просто копировать госпожу Природу, а не выдумывать обезьяньи ужимки".

Императрица против художницы, или Тайна одного портрета

Хм. Оставим пока в стороне вопрос вкуса. Но где же упомянутые туники и грозди?! Художница затем писала: "Их костюм был греческим, но очень скромным. Поэтому я была очень удивлена, когда фаворит императрицы Зубов передал, что Ея Величество была скандализирована манерой, в которой я одела великих княжен в моей картине. Я настолько поверила этой сплетне, что поторопилась заменить туники платьями, которые обычно носили княжны, и закрыть их руки скучными длинными рукавами".

То есть портрет переписан? Не совсем... В книге И.С. Немиловой о картинах Эрмитажа рассказывается, что было проведено рентгеновское исследование картины. Оно показало, что упомянутых переделок не было! И выдвигается интересная версия - возможно, чтобы задобрить императрицу, художница переписала портрет полностью. С другим фоном, с другими нарядами, но сохранив при этом общий силуэт. Но поскольку признаваться в этом было бы неловко, решила придерживаться версии незначительной переделки, только нарядов. Умолчав, заметим, о недовольстве композицией...

Интересно, понравился ли Екатерине второй вариант?

P.S. Подписывайтесь на мой сайт по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!