Бывает, смотришь на какой-нибудь старинный портрет и думаешь: "Ах, какая прелесть!" А потом читаешь сопутствующую литературу, и получается немного другая картинка.
Посмотрите, к примеру, на этих милых барышень. Это Александра и Елена, старшие дочери Павла I. Как писала бабушка, Екатерина II, в 1796, когда Александре было тринадцать, а Елене, двенадцать, "...старшей пора замуж. Она и вторая сестра — красавицы. В них всё хорошо, и всё находят их очаровательными. Женихов им придётся поискать днём с огнём".
Портрет написал французской художницей Элизабет Виже-Лебрен, которая во второй половине 1790-х работала в России. И в её воспоминаниях есть эпизод - однажды к ней в маcтерскую в Эрмитаже заглянул юный шведский король Густав IV, который приехал в Россию как раз для того, чтобы познакомиться с Александрой, своей невестой. И по словам художницы, так загляделся на её портрет, что выпустил шляпу из рук! Уж не об этом ли портрете речь?
Прелестные девочки, правда? Елена держит в руках медальон с портретом почитаемой бабушки - подвешенный, по всей видимости, к нити жемчуга на груди Александры. А у самой Елены - звезда ордена Св. Андрея Первозванного. Как писала художница, они были просто "небесны".
Так вот. Это был первый заказ Екатерины французской художнице, и... Результат не понравился! Императрица высказалась очень резко: "Эти прелестные фигуры госпожа Лебрен изобразила скорчившимися на диване, скривила младшей шею и придала им вид двух мопсов, греющихся на солнце, или, если хотите, уродливых савоярок, причесанных, как вакханки, с гроздьями винограда в руках, и одела их в туники густого красного и фиолетового цветов. <...> Сторонники госпожи Лебрен возносят это творение до небес, но, по мне, все очень плохо, потому что нет в этом портрете ни сходства, ни вкуса, ни благородства и нужно не иметь ни чувств, ни понимания, чтобы так не справиться с сюжетом, особенно когда такой сюжет перед глазами. Нужно было просто копировать госпожу Природу, а не выдумывать обезьяньи ужимки".
Хм. Оставим пока в стороне вопрос вкуса. Но где же упомянутые туники и грозди?! Художница затем писала: "Их костюм был греческим, но очень скромным. Поэтому я была очень удивлена, когда фаворит императрицы Зубов передал, что Ея Величество была скандализирована манерой, в которой я одела великих княжен в моей картине. Я настолько поверила этой сплетне, что поторопилась заменить туники платьями, которые обычно носили княжны, и закрыть их руки скучными длинными рукавами".
То есть портрет переписан? Не совсем... В книге И.С. Немиловой о картинах Эрмитажа рассказывается, что было проведено рентгеновское исследование картины. Оно показало, что упомянутых переделок не было! И выдвигается интересная версия - возможно, чтобы задобрить императрицу, художница переписала портрет полностью. С другим фоном, с другими нарядами, но сохранив при этом общий силуэт. Но поскольку признаваться в этом было бы неловко, решила придерживаться версии незначительной переделки, только нарядов. Умолчав, заметим, о недовольстве композицией...
Интересно, понравился ли Екатерине второй вариант?
P.S. Подписывайтесь на мой сайт по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!