"В ожидании шафера"

У русских художников XIX века есть немало картин на тему брака - тема, сами понимаете, животрепещущая. И не очень счастливая невеста, увы, явление самое что ни на есть обычное. Браки по любви - это роскошь, которую далеко не все могли себе позволить. Вот и появлялись на полотнах несчастные невесты - знаменитый "Неравный брак" Василия Пукирева, "Перед венцом" и "После венчания" Фирса Журавлёва.

А сегодня я предлагаю взглянуть на ещё одну невесту - Иллариона Прянишникова. Не самую несчастную, надо сказать. Просто пока ещё, как мне кажется, не очень осознавшую, что происходит.

Семья собралась, скоро ехать в церковь. Видите сдобную дамочку на переднем плане? Нет-нет, это не родственница, это сваха! Как будто сошла со страниц пьес Островского, пусть их действие и происходит на пару десятков лет пораньше. На ней яркое платье из бархата, и, кажется, тафты - вечернее, с вырезом. Но, поскольку сейчас ещё утро, то она прикрыла вырез прозрачной вставочкой. Однако и наряд, и цветы в волосах всё равно не очень уместны. Ну да манеры у неё не то чтобы изысканные! Зато довольна собой. Сладила дело! И отец невесты - судя по Георгиевскому кресту, отставной военный - смотрит на сваху с явной благодарностью. Заметьте, как вальяжно сидит она, и как напряжённо он.

Маменька кутается в шаль. Некогда моднейший аксессуар, в те годы это уже просто симпатичная вещица, в основном для тепла. И, как положено даме в летах, маменька во всём тёмном и с чепчиком на голове. Будь она светской дамой, то обходилась бы без него.... Но семья явно скромного достатка. Прислуга есть - вон, девица слева выглядывает, и сзади кто-то. Так что ещё держатся. А рядом лакей жениха, приехал за невестой. Экий он вальяжный! Всё при нём.

И хотя, судя по скудной обстановке, семья живёт более, чем скромно, есть маленькая, но важная деталь - дочери они образование дали! Видите рамку с фотографиями? Гимназический выпуск! Наша главная героиня - хороший выбор для неизвестного жениха. То, что она хорошенькая, не так важно. Важно, что из блюдущей себя семьи и образована в меру.

На невесте наряд, который семья явно не может себе позволить, так что постарался жених. В ту эпоху платья нередко были перегружены отделкой, а это, замечу, очень элегантное! С кружевным "тюником", то есть верхней юбкой, и гирляндами из флердоранжа. Платье с небольшим вырезом - в это время свадебные платья не делали декольтированными, как бывало раньше. Как писали в модных сайтах, невеста ведь "отправляется не на танцы, не на приём, а на религиозный обряд". На столе веер и одна из новёхоньких белых лайковых перчаток. А талия!.. Просто как на модной иллюстрации.

И вся она - ожидание. Что будет? Как будет?..

Давайте надеяться, что было неплохо!

P.S. Подписывайтесь на мой сайт по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!