Закрыть ☒

Свадебное платье Прони Прокоповны

Помните фильм "За двумя зайцами"? Уверена, что помните! Разве можно забыть Проню Прокоповну, которая мечтает выйти замуж за парикмах... пардон, цирюльника Голохво... пардон, Галахвастова? :) И памятник этой несостоявшейся парочке из пьесы Михаила Старицкого увековечил именно образы из фильма! Олег Борисов и Маргарита Криницына в этих ролях бесподобны.

Колоритный Киев начала XX века показан настолько замечательно (верьте киевлянке), что я, посмотрев фильм не один раз, совершенно позабыла о том, что пьеса была написана куда раньше! В 1873. И обнаружила это относительно недавно, когда перечитывала в очередной раз. Персонажи, благодаря фильму, навсегда останутся для меня уже именно такими, какими они показаны там. Однако не могу обойти стороной следующий момент: когда Старицкий работал над пьесой, мода была совсем другой! Так давайте представим себе "настоящее" платье Прони!



Свадебное платье Прони Прокоповны

Вот она, уже наряженная к венцу, красуется и мечтает: "То-то все будут завидовать! А так под руку с ним да на них только: фе-фе-фе! А шлейфом - шелесь-шелесь-шелесь! На Крещатике барыней заживу, да все по-модному, по-хранцюзскому... (Прошлась по комнате и остановилась перед зеркалом.) Не окоротил ли он мне шлейфа? Ей-богу, окоротил, украл! И говорила я маме, чтоб отдали на Крещатике, так разве ж с этой простотой столкуешься?"

Свадебное платье Прони Прокоповны

Наивная душа Прони жаждет модного, красивого, и чтобы всего побольше и сразу! Она и к визиту Голохво.. пардон, Галахвастова наряжается по этому принципу: "Шалю или мантилю? Не знаю, что мне больше до лица?.. Или, может, и то и другое? Да! Пущай видит!" Так вот. Первая половина 1870-х - именно то время, когда душа Прони могла разгуляться! Нарядные платья той поры - вечерние, бальные, свадебные - это просто гимн бантикам и рюшам! И шлейф, непременно шлейф! (А ведь под платьем ещё модный турнюр, так, чтобы платье было пышным сзади! Уверена, Проне эта мода нравилась!)

Свадебное платье Прони Прокоповны

Проня продолжает ругать портного. "Ой, несчастье, и это ж не по-модному! Кто же так высоко талию делает? Ни плеч, ни груди! А по моде все должно быть наружу!" Уж не знаю, насколько Старицкий разбирался в дамской моде, и что он имел в виду, но... историческую базу мы подвести можем! Именно тогда линия талии начала подниматься вверх, что хорошо видно по модным гравюрам. Не то чтобы совсем высоко, но выше обычного.

Так что портной прав. :) Другое дело, что дамам с пышными формами этот силуэт не очень подходил, сглаживая контраст между грудью и талией - если талия не очень тонкая, а грудь пышная. Вероятно, это как раз случай Прони, которая, по словам заклятых подруг, "пироги с маком да вареники с урдой трескает".

Эх, Проня, Проня... Не в шлейфе счастье! А чтобы не предали тебя. Да ещё ославив на весь город...

P.S. Подписывайтесь на мой сайт по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!