Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.

Мягкими материалами – углем, сангиной, сепией и прочими "мелками" – очень здорово передавать фактуры объемных тканей: всякие пальтовые и ворсистые тряпочки, а также костюмные ч/б "шанельки".

Попробуем сегодня передать простую фактуру шерстяного пальто.

Для этого я предлагаю скопировать эскиз из советского сайта мод за 1963 год.

Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
Эскизы пальто. Журнал "Журнал мод". Зима 1963-1964.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
Эскизы пальто. Журнал "Журнал мод". Зима 1963-1964.

Вообще, надо сказать, копирование – само по себе очень обучающее занятие. Не надо бояться этого делать. Все великие художники и иллюстраторы сиднем сидели в музеях и библиотеках, и пытались точь-в-точь исполнить шедевры прошлых лет.

Когда вы копируете, вы прежде всего пытаетесь сначала умом, а потом уже через работу рук и пальцев понять логику чужого рисунка. Если вы стараетесь скопировать хорошую работу, то вы автоматически учитесь отличным навыкам ее автора.

Для все еще сомневающихся есть хорошая новость: вы никогда – никогда-никогда! – не сможете скопировать точь-в-точь. Всегда ваш рисунок будет отличаться. И это хорошо – так вы узнаете, что же проявляется у вас индивидуального во время процесса. Со временем через подобные копирования вы будете наблюдать, как формируется ваш индивидуальный стиль.

Почему я выбрала эскизы советских графиков начала 60-х?

Они весьма интересны.

Во-первых, они кажутся довольно простыми для новичка. В какой-то мере это так. Но на самом деле эта простота не такая уж и простая. Опытный глаз видит, что иллюстрации нарисованы мастером, настоящим профессионалом. Об этом говорит характер линий. Художник виртуозно и точно выбирает, где дать свободный, размашистый штрих, а где нужна тонкая и очень деликатная линия.

Пусть вас не смущает ощущение от эскиза. Он кажется наивным, простоватым. Но в начале советских 60-х художники сознательно пытались выразить такое настроение, ибо оно соответствовало общему духу времени. Тогда тенденции задавала молодежь, и потому необходимо было поддерживать некий идеал, которому должны были соответствовать все молодые люди Советского Союза. Через эскизы в модных сайтах формировался посыл, что девушки должны быть скромными, носить простую одежду, в которой ощущение от их юности будет только усиливаться. Честно говоря, глядя на эти черно-белые фигурки, мне почему-то вспоминаются романтические стихи шестидесятников.

Я, наивная, тоже купилась на кажущуюся простоту рисунка, и мой "первый блин" показал, что все это не так легко нарисовать. С непривычки первая работа получилась грубоватой. Но зато я поняла, что главное в этой работе – умение делать нужный штрих, и очень важно выбирать материал для выражения того или иного эффекта. В общем, предварительно попробовав, я тут же сделала пометки, где-что нужно исправить и как.

Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.

Итак, попробуем снова. Выберем для начала бумагу. Для этого эскиза она нужна фактурная, с рельефом – таким образом создается иллюзия объемной шерстистой ткани. На гладкой же бумаге уголь не будет давать такой эффект.

В первом рисунке я столкнулась с тем, что непросто нарисовать фактуру пальто. Тут нужно умудриться делать и растушевку, и деликатную теневую растяжку, и теневые акценты.... И главное – надо постараться не "заехать" за границу силуэта, чтобы эскиз оставался чистым. Сделать это с первого раза неопытному художнику сложно.

Поэтому лучше сначала потренироваться на отдельном кусочке бумаги.

  • Нарисуйте небольшой квадрат и прочертите его границу углем – с ней проще не "заехать" за область рисунка.
  • Возьмите угольный мелок, средней (medium) или твердой (hard) твердости. Он должен быть четырехгранным.
  • Затем начните штриховать квадрат одной из плоскостей мелка – так будет получаться широкий, плоский штрих. Важно при этом не заходить за границу, но и возле нее нужно давать точно такой же тон.
  • Штриховать следует строго параллельно и по горизонтали. Штрихи должны покрывать бумагу сплошным слоем, без пробелов.
  • Не давите сильно на мелок, штрихуйте слегка; пусть сначала будет легкий тон, а затем вы его усилите повторной штриховкой.
  • Можно растушевать немного. За счет того, что твердость мелка средняя или твердая, уголь сильно не растушуется, и таким образом сохранится фактура.
  • Далее мелком средней (medium) твердости набирайте тон у границ квадрата, все тем же широким штрихом. Старайтесь добиться плавной теневой растяжки. Самые темные области должны быть у границы.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.

Когда вы потренировались, можно все это применить на эскизе.

Прежде чем начать, я нарисовала шаблон рисунка и перевела его тонкими карандашными линиями на фактурную бумагу. Таким образом, я не тратила время на саму стилизацию рисунка, ведь в этом упражнении мне важно научиться работать с материалом и передавать форму и фактуру ткани.

Теперь начинаем рисовать.

  • Предварительно тонким, еле видимым карандашом прорисуйте силуэтные линии эскиза.
  • Тонкими линиями углем (средней (medium) или твердой (hard) твердости) прорисуйте границу пальто, линии швов, линию борта, а также пуговицы.
  • Тем же четырехгранным мелком – широким, плоским штрихом – нанесите тон на пальто. Штрихи при этом лучше класть параллельно, по горизонтали.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
  • Сначала сделайте тон еле видимым, и затем немного растушуйте. Растушевку можно делать кусочком замши – с помощью нее угольный слой равномернее покрывает поверхность бумаги.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
  • Снова добавьте легкий угольный слой поверх нарисованного, но при этом не растушевывайте, чтобы оставалась фактура.
  • Старайтесь набрать такую насыщенность тона, как на оригинальном эскизе. Она должна быть средней; темные участки вы будете прорисовывать чуть позже.
  • Заново прорисуйте тонкие линии угольным мелком. Важно рисовать именно мелком, при этом твердым (hard)– мягкий уголь (soft) нельзя использовать, так как он легко смазывается. Также не рекомендую использовать угольный карандаш – он дает сероватый графитовый оттенок, который немного отличается от угольной насыщенности всего рисунка.
  • Теперь можно углем средней (medium) твердости набирать тон у границы пальто. Сначала нужно дать контрастные пятна угля в темных местах.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
  • Теперь растушуйте пятна. Затем добавьте еще тона рядом, чтобы сделать плавную теневую растяжку. Помните о том, что штрих всегда должен оставаться плоским, широким и горизонтальным – рисуйте плоскостью четырехгранного мелка.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
  • Не бойтесь при растушевке залезть за границу рисунка. Это можно легко исправить. Для этого обрежьте мягкую резинку так, чтобы получилась острая грань. Проведите ею в местах, где нужно убрать лишнюю грязь у границы, с внешней стороны пальто.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
  • Смахивать рукой катышки с бумаги нельзя – так вы можете случайно смазать угольный слой, и снова будет грязно.
  • Для этого лучше взять кисточку и легонько, едва касаясь бумаги, убрать грязь.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
  • Далее смотрите внимательно на оригинал, сравнивайте со своим рисунком, и, если чувствуете, продолжайте создавать нужную тональность и теневые акценты.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
  • Теперь пришло время рисовать воротник и головной убор.
  • Для этого снова нарисуем границу. В этот раз берем круглый мелок твердой (hard) твердости, даем свободный штрих. Он должен быть не тонким, но и не сильно широким; так мы выражаем объем воротника и шапки.
  • Растушевывать линии не надо.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
  • Теперь мелком твердой (hard) твердости – размашисто, свободно и широким штрихом – быстренько "накиньте" фактуру, при этом не заходя за границу.
  • Сильно не давите на мелок, но и не бойтесь дать контрастности – здесь ваша задача одним росчерком выразить объемный мех.
  • Растушевывать не надо – так вы сохраните неоднородность материала.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
  • Снова сравните с оригинальным рисунком. Если надо, дайте теневые акценты на воротнике и шапке.
  • Волосы вы можете нарисовать свободным, не тонким штрихом. Мелок – средней (medium) плотности. Можно слегка растушевать движением пальца.
  • Аналогичным образом вы можете нарисовать обувь. Но здесь нужно следить, чтобы при свободном штрихе сохранялась изящность линии.
  • Линия обуви неоднородная – где-то она тонкая, а где-то есть утолщения. В любом случае вы должны проворачивать мелок в нужных местах так, чтобы различная толщина линии подчеркивала динамику ноги, форму самого сапога и его складок.
  • Вы можете прежде потренироваться в рисовании подобных линий на отдельном кусочке бумаги.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.
  • Теперь, пожалуй, САМАЯ СЛОЖНАЯ ЧАСТЬ))). Окончательная прорисовка линий – это лицо, швы, линия борта и самого пальто, ноги.
  • Лучше взять мелок средней (medium) твердости – он дает достаточную насыщенность, и при этом не сильно смазывается, в отличии от мягкого, древесного угля.
  • Делайте что хотите)))), но ваши линии должны быть однородными и одинаковой толщины. Для этого надо стараться проворачивать вовремя мелок, чтобы всегда рисовать его тонкой, заостренной гранью.
  • Попробуйте для начала на отдельном кусочке бумаги. Это важно, ведь если вы ошибетесь в этих линиях, то, можно сказать, уже ничего нельзя будет исправить. Именно эти линии создают ощущение хрупкости и чистоты образа в эскизе.
Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.

Что ж, второй вариант получился куда лучше.

Теперь можно взять лак для волос и побрызгать рисунок с расстояния. Таким образом вы зафиксируете угольный слой на бумаге, и он меньше будет осыпаться и смазываться.

Fashion-иллюстрация. Фактура ткани углем.