«Наши уважаемые дамы, не сообразуясь с удобствами публики, являются в театр в 3-этажных шляпах, чем мешают видеть сидящему позади них происходящее на сцене. Несмотря на ряд протестов со стороны публики, это оставляется без внимания...» - писал в херсонской газете «ЮГъ» один обиженный дамами зритель.
Но закрывающие обзор шляпки были не главной бедой. Куда страшнее оказались стальные шпильки-спицы для удерживания этих конструкций на пышных прическах дам.
Роскошные шляпы, исполинских размеров вошли в моду в 1880 году, и были неотъемлемой частью светской моды в Эдвардианскую эпоху (1901-1910 гг.) вплоть до первой мировой войны.
Шляпы шились из лёгкого фетра. Классическая шляпа Гейнсборо имела круглую или овальную тулью, плотно надеваемую на голову, и широкие поля, поднятые с одной стороны. Такая шляпа обильно украшалась атласными лентами, фатином, бархатом и плюмажами из страусиных перьев. И непременно цветами!
Считалось, что цветы не являются модными, если не выглядят так, будто их только что собрали в саду и небрежно связали. Особую любовь англичанки питали к цветам из подручных материалов — ткани, бумаги, воска, раковин, перьев.
Удержать такую конструкцию на изящной головке было не под силу, поэтому крепились шляпы к пышным прическам специальными шпильками - острыми иглами длиною до 50 см!, с декорированными головками.
Чем выше был статус владелицы шляпки, тем богаче был декор шпильки. Выполненные из золота, они украшались натуральными драгоценными камнями, жемчугом, резными кораллами.
Обычные дамы прикалывали шляпки шпильками и булавками, выполненными из латуни и украшенными полудрагоценными камнями, камеями из натуральной кости, искусственным жемчугом.
Вскоре после появления шляп невообразимых размеров и шпилек к ним газеты запестрели сообщениями о ранениях, причиненных этими острыми предметами дамского туалета.
Их жертвами становились, опять-таки, совершенно посторонние люди, случайно оказавшиеся в прелестном обществе модных дам. Особенно опасными становились шляпные шпильки в общественных местах при большом стечении народа.
Херсонские газеты того времени сообщили об инциденте, произошедшем в Вене, где молодой человек лишился глаза из-за пресловутой шпильки.
Этот случай стал предметом крупного судебного разбирательства, которое закончилось довольно неожиданно... «Обладательница длинной булавки предложила своей жертве вступить с ней в законный брак. Предложение было принято».
Пожалуй, это был единичный случай нанесения увечья, окончившийся так счастливо.
Вскоре ввиду возрастающего травматизма, причиняемого дамскими шляпными шпильками, ряд стран приняли определенные меры в борьбе с этим злом.
Так, в странах Европы полиция призвана была контролировать шляпных модниц, появляющихся среди скопления людей с опасными предметами на головах.
Её целью было предупреждать их о возможном судебном преследовании за нанесение увечий и даже удалять таковых из общественных мест для пресечения возможных последствий.
Но, пожалуй, дальше всех в этом вопросе всё же пошли американские законодатели. Сенат принял закон, направленный против продавцов и изготовителей этих атрибутов женской моды. Он гласил: «Каждый продающий или выставляющий для продажи шляпу, имеющую больше 18 дюймов в диаметре (около 50 сантиметров), подвергается штрафу от 100 до 200 долларов. Такому же штрафу подвергается каждый продающий и выставляющий шляпу с перьями, эгретками и булавками, переходящими более чем на 6 дюймов за борт шляпы. Кроме того, строго воспрещается помещение на шляпы чучел птиц, животных и других предметов, могущих иметь в себе зачатки заразы».
Также строжайше запрещалось использование шляпных шпилек свыше определенной «неопасной» длины.
Возможно, эти строгие меры явились причиной того, что в скором времени бум на огромные дамские шляпки, а также на опасные аксессуары, которыми являлись шляпные шпильки, прошёл. В моду вошли безобидные головные уборы прямо противоположного вида, о которых херсонские газеты вновь с сарказмом писали: «Уже всё чаще у нас можно встретить дамские шляпки типа "перевернутый котелок" или "чашка для бритья"...»
Ну что же, говорить тут не о чем - такова она, быстротечная и изменчивая мода!