Фильм снят в 1881 году. Режиссёр - Мауро Болоньини, в главной роли – Изабель Юппер.
В этом фильме рассказывается история Альфонсины Плесси – знаменитой парижской куртизанки, известной под именем Мари Дюплесси. Она стала прототипом героини романа Александра Дюма «Дама с камелиями».
Дюма был влюблён в эту женщину и имел с нею отношения.
Фильм, несомненно, роскошный: дорогие костюмы, интерьеры. К сожалению, он изрядно затянут, не хватает динамики, живости. Но хотя бы ради костюмов посмотреть стоит.
Костюмы и причёски соответствуют началу 1840-х. На этих кадрах – две типичных женских причёски тех лет. На первой локоны дамы ниспадают вдоль щёк. Локоны длинные, как было модно в те годы. На второй картине – парадная причёска без локонов. Она украшена камелиями.
Камелии – цветы, несколько похожие на розы, только без запаха.
Если куртизанка была с белыми камелиями, это означало, что у неё нет критических дней. Красные означали, что у дамы критические дни, и сексуальные отношения с ней пока иметь нельзя.
После выхода романа Дюма-сына камелии стали популярны, их носили даже женщины из приличного общества. Об этом упоминается в романе Ф. М.
Интересное: История HANRO в 130 лет.
Достоевского «Идиот»:«Цветы камелий вошли в необыкновенную моду. Все требовали камелий, все их искали. Я вас спрошу: много ли можно достать камелий в уезде, когда все их для балов спрашивают? Петя Ворховской изнывал тогда, бедняжка, по Анфисе Алексеевне… с ума сходил, чтобы достать камелий к вечеру на бал… Графиня Соцкая, из Петербурга, губернаторши гостья, и Софья Беспалова, как известно стало, приедут наверно с букетами, с белыми. Анфисе Алексеевне захотелось, для некоторого особого эффекту, красных».
Ну а куртизанок и содержанок стали именовать камелиями.
В том же романе «Идиот» Настасью Филипповну называют камелией:
«…Теперь же на сцену выйдет отец иного сорта и тогда - увидим, посмотрим: заслуженный ли старый воин одолеет интригу, или бесстыдная камелия войдет в благороднейшее семейство».
Интересны капоры Альфонсины. Они роскошно отделаны и снаружи, и изнутри. Многие имеют вуали.
Некоторые платья имеют рукава, узкие в плечах и расширяющиеся к локтям. Такие рукава вошли в моду в 1837 году и не вышли из неё в начале 1840-х. Рукава других платьев прямые, облегающие, что тоже соответствовало моде.
Эпизод фильма, который мне безумно понравился…
Альфонсина, ещё не ставшая куртизанкой, приходит с подругой в театр. Подруга, как и сама Альфонсина, работает днём в швейной мастерской, а по вечерам подрабатывает в театре – моет горшки, в которые испражняются богатые дамы (туалетов в сегодняшнем понимании тогда не было). Дамы, сделав свои дела в горшок, оставляют ей "чаевые".
И вот, Альфонсина приходит с нею в театр, видит эти горшки. Подруга говорит ей примерно такие слова: "Чтобы зарабатывать на жизнь, вовсе не обязательно продавать себя". А Альфонсина подумала и ответила: «Я хочу быть там, в ложах, а не здесь» (то есть в качестве прислуги в туалете).
Интересное еще здесь: Мода.
Фильм «Подлинная история дамы с камелиями» – роскошная иллюстрация женской моды 1840-х.