Интересно о модном. Воротники эпохи барокко.
Воротники эпохи барокко настолько необычны, настолько хороши, что я решила посвятить им отдельную статью :) .
В начале 17 века очень популярны гофрированные кружевные воротники, мода на которые пришла из Испании. Воротники эти позволяют модникам эпохи барокко выделиться из толпы, сделать акцент на лицо и помпезную прическу. Белый или молочный цвет кружева освежает лицо, делая владельца воротника более молодо выглядящим. Размер воротников иногда достигает невообразимо больших и причудливых размеров. Порой кажется, что в таком воротнике необходимо особенно держать равновесие. И точно нужно иметь терпение и привычку его носить.
Мода на кружева охватывает всю Европу. Этой моде следуют и королевские дворы, и обычные горожане.
Кружева используются везде – на воротниках, на чепцах, на передниках, на манжетах, на обуви, в детской одежде.
Моде на воротники не могут не последовать мужчины. Очарованию белого накрахмаленного изящества поддалась и сильная половина человечества.
Существует большое количество мужских портретов, где этот аксессуар акцентный и даже нам кажется, спустя 4 века, гипертрофирован.
Интересное: Самые большие воротники в истории.
Согласны?Кружевное производство начинает распространяться по всей Европе. Венецианские кружева, нидерландские (голландские) кружева, фламандские кружева, кружева из Генуи…А что же у нас, в России? Хотят ли дамы и кавалеры выглядеть по последней европейской моде? У нас мода барокко, мода на воротники и кружево пришла позже, только после воцарения Петра I .
Тон задавала новая супруга Петра — императрица Екатерина. В одном из писем к Петру, императрица упоминает «кружива на фантаж», которые просит привезти ей из Парижа.
Кратко опишу, что же такое «фантаж» или «фонтанж». Первоначально, этим словом назывались лента и банты, которые использовались для создания женской прически с кружевами. Позднее так начали называть саму высокую причёску с взбитыми кудрями, украшенную кружевом.
«Фонтанж» из локонов, кружев и лент поднимался над головой, иногда напоминая высокую башню. Современники писали: «Стоит женщине шелохнуться, это сооружение начинает дрожать и кажется, что вот-вот упадёт».
Петр I, видимо, понимая необходимость собственного производства кружев в России, в 1725 г. выписал из брабантских монастырей (современные Нидерланды) монахинь для обучения прядению голландских ниток и плетении кружев и поместил их в Новодевичий монастырь.
Ведь кружева были так прекрасны, они так подчеркивают красоту лица, его форму, и все российские дамы, вслед за императрицей захотели себе такую же красоту:
Обратите внимание, что в то время в моде одновременно были как круглые воротники, так уже и «разрезанные» воротники, дающие большую свободу:
Но обязательным считалось, конечно же, белизна воротника и накрахмаленный воротник.
Удивительно, но в 2020 году воротники эпохи барокко вернулись в моду.
Как их только не называют – кукольные воротнички, отложные воротники, мушкетерские воротники, воротники Ван Дейка.
Мы можем видеть эти воротники и на модных показах, и в уличной моде:
И в наших городах такие модницы уже тоже есть! Теперь мода добирается к нам чуть быстрее, чем во времена Петра I!
Интересное еще здесь: Мода.