О самом громком тренде: история логомании

О самом громком тренде: история логомании

То сумасшествие, которое переживает мода сегодня, превращая своих последователей в рекламные баннеры популярных (дорогих и совсем не очень) брендов является третьим пришествием логомании, которая обрела статус тренда более 50 лет назад.

Логотипы в истории моды, отправные точки:

1. Первым мастером, который стал подписывать созданную им одежду стал Чарльз Уорт в середине 1860-х. Конечно, ярлыки находились на изнаночной стороне платья и были предметом достояния только своей владелицы. Его примеру последовали все производители.

2. Первая монограмма появилась в 1896 году - узор с инициалами LV для защиты от подделок, с которого началась легенда Louis Vuitton.

3. В 1907 году известный иллюстратор Поль Ириб создает изящный логотип для Жанны Ланвен, вдохновившись фотографией, где создательница модного Дома со своей дочерью Мари-Бланш танцуют на балу в одинаковых черных платьях.

Логотип Дома Lanvin, созданный Полем Ирибом в 1907 году.

4. В 1925 году Габриель Шанель придумала лаконичный логотип из двух сплетенных букв, который сперва появился на флаконе Chanel №5.

Расцвет логомании в 1960-1970-е гг.

Модные Дома обрастали знаковыми символами, и в 1960-е эти символы стали предметом новой для того времени тенденции среди потребителей люкса - брендомании.

В 1965 году Карл Лагерфельд разработал для Fendi литеру FF (Fun Furs - «забавные меха»), которая изначально печаталась на жаккардовой подкладке багажных сундуков, а позже переместилась на лицевую сторону изделий бренда. Марк Боан, работая в Christian Dior, деликатно наносил имя французского Дома на белые футболки и покрывал монограммой Oblicue женские сумки (той самой, которая украшает сумки Dior Saddle в наши дни). Монограммы Gucci и Louis Vuitton отвечали за узнаваемость повседневных и дорожных аксессуаров.

В те годы логомания была весьма скромна, никто не расписывал именем бренда одежду «с головы до ног». К концу 1970-х увлечение логотипами стало угасать и уступило место другим тенденциям.

Логомания в 1980-е гг.

Феномен Дэппера Дэна

После некоторого забвения «брендомания» вернулась в 1980-х и зазвучала намного громче, став попсовым трендом. Определенную роль в этом сыграл расизм.

История новой логомании началась в нью-йоркском магазине афроамериканца Дэппера Дэна (настоящее имя - Дэниэл Дэй), который он открыл в 1982 году, намереваясь продавать готовую одежду. Но начинающий предприниматель столкнулся с неожиданной проблемой - поставщики не хотели связываться с ним из-за его цвета кожи. Ему было трудно покупать, как уже готовую одежду, так и меха и ткани для своего производства. Тогда он сделал ход конём - хорошо, вы не хотите пускать меня в мир моды через центральный вход, тогда я войду с черного. Предприимчивый малый, не побоявшись скандалов и судов с именитыми брендами, стал печатать их логотипы на одежде для реперов и местных гангстеров.

«Я понял, что логотип подобен бриллианту. Алмаз означает, что у вас есть деньги. Логотип имел такой же эффект. Чем больше у вас бриллиантов, тем вы больше. Чем больше у вас логотипов, тем вы крупнее» - рассказывает Дэппер Дэн на страницах Interview Magazine в наши дни.

И знаете, что самое интересное? Покупатели Дэна не стеснялись поддельных принтов и платили за них большие деньги.

Интересное: История HANRO в 130 лет.

Некоторые из них жаловались, что у люксовых марок даже нет «африканских» размеров, поэтому они так любят магазин на 125 улице. Ценник на логоманские вещи by Dapper Dan был отнюдь не пиратским и соответствовал люксовым маркам, а то был и выше. Феномен Дэна был удостоен особого термина: его творения называли «выделками», в противовес «подделкам».

Бизнес Дэппера не имел проблем с законом до 1986 года, пока его постоянный клиент Майк Тайсон не подрался со своим соперником прямо у него в магазине. Потасовка была освещена во всех газетах, а к гарлемскому пирату наведались адвокаты Fendi. В 1992 году после нескольких судебных разбирательств любимый бутик реперов был закрыт.

Логомания на подиумах

В 1980-е возросла тяга к статусным вещам. Покупатели хотели обладать брендом, как показателем своей состоятельности. Роскошь на показ - главная тема логомании тех лет.

Бренды не заставили долго ждать ответа на запросы модного общества. Кто-то ответил юмором, кто-то оригинальностью.

«Забавные меха» Карла Лагерфельда для Fendi кочевали с одного изделия на другое, становясь то трикотажным орнаментом, то монограммой на кожаных изделиях.

Франко Москино вывел на подиум моделей в бумажных пакетах с крупными надписями «MOSСHINO» (1987 г.). Габаритные буквы можно назвать фишкой итальянского дизайнера-иллюстатора, он не стеснялся покрывать поверхность платьев блейзеров контрастными надписями, находя в этом иронию.

Жан-Поль Готье в коллекции «Русский конструктивизм» (1986 г.) предложил писать имя бренда на эластичных деталях - манжетах, поясах, резинках. Спустя несколько лет эту идею подхватят производители брендового белья.

Модные логотипы стали наваждением и продержались на подиумах до конца нулевых, - мировой финансовый кризис 2008 г. сделал моду скромнее. Хвастаться роскошью стало не прилично. Конечно, логотипы не исчезли совсем. Но массовая истерия закончилась ( хотя не надолго).

О самом громком тренде: история логомании

Логомания в наши дни

Во второй половине 2010-х, в эпоху Instagram, YouTube и TikTok, логомания вернулась в третий раз, чтобы отгреметь на полной мощности. Новому всплеску способствовала уличная мода, которая в прямом эфире транслируется во всех сетях самими блогерами или стрит-стайл фотографами.

Согласитесь, крупная надпись с названием бренда на футболке, шапке или спине более убедительна, чем хештег, который могут и не заметить.

Чтобы воскресить логоманию дизайнеры вооружились богатыми архивами, - многие из них выпустили ностальгические коллекции, например, Fendi, Christian Dior, Tommy Hilfiger.

Дальше всех пошли Gucci, скопировав дизайн куртки из 1980-х у самого Дэппера Дэна, заменив монограмму LV на свою, за что в соцсетях были обруганы и обвинены в плагиате. Чтобы выйти из положения, креативный директор бренда Алессандро Микеле предложил Дэпперу Дэну сотрудничество: сначала гарлемский пират появился в рекламной кампании Gucci, а затем для него открыли трехэтажный бутик-ателье в Нью-Йорке, предоставив возможность тряхнуть стариной и возродить брошенный в 90-х бизнес, только теперь официально и из фирменных тканей итальянского Дома. 30 лет назад Дэппер Дэн о таком и мечтать не мог: поверх монограммы Gucci он может указывать своё имя, и это совершенно законно.

Производители не стесняются крупных шрифтов и блестящих фактур, превращая вещи в рекламные щиты. Но люди сами этого хотят - по статистике свитер с именем бренда продается лучше, чем без него (Дэппер Дэн был прав про бриллианты).

На сегодняшний день логомания достигла такого пика, что звучать громче просто некуда, - как перекричать Gucci x Balenciaga или Louis Vuitton x Supreme, когда поверх монограммы одного бренда, надпись с названием другого?

Фото Erik Mclean: Pexels. Свободная лицензия

P.S. Помешательство на брендах иронично обыграли создатели «Мальчишника в Вегасе» еще в 2011 году:

— Осторожно, это Луис!
— Что?
— Это же Луис Вуиттон!
— Слышали? Он называет сумку по имени!
Диалог из фильма «Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок» (кстати, из-за этой сцены Louis Vuitton судился с кинокомпанией Warner Bros., - французский Дом заявил, что в кадре поддельная сумка, и им не понравилось произношение имени бренда. Но суд они проиграли).

Интересное еще здесь: Мода.

О самом громком тренде: история логомании.