Самая дорогая картина в мире.

Ожидаемо или нет, но автор этой картины...

Знаменитый Леонардо да Винчи, которому все-таки окончательно приписали создание настоящего шедевра.

Клу (фр. Cloux) или Кло-Люсе (фр. Le Clos Lucé) — французский средневековый замок, один из самых известных замков Луары. Дом-музей Леонардо да Винчи.Знаменитый художник

Итак, начнем историю этой картины.

Это одна их самых неоднозначных и загадочных картин в современной истории искусства. Написанная Леонардо да Винчи в конце XV века для Людовика XII, она более двухсот лет хранилась в королевских семьях Франции и Англии, а затем на многие годы исчезла из виду, появившись вновь в начале XX века. Ее несколько раз перепродавали на аукционах, ведь глядя на нее невозможно было даже предположить, что под слоями неудачных дорисовок и перекрашиваний скрывается шедевр великого мастера.

Есть два витка истории этой картины.

Парижская версия

Средневековый Париж

На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности той картины, которая украшала его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу вдова Людовика XII.

В 1982 году картина участвовала в выставке работ мастера в его родном городе Винчи; эту выставку курировал Карло Педретти, опытный специалист по атрибуции леонардесков. Леонардески - ломбардские художники эпохи Возрождения, чей стиль испытал сильное влияние манеры Леонардо да Винчи миланского периода. Входили в число его учеников, либо просто восприняли его стиль.

Несмотря на все усилия, маркизу не удалось доказать принадлежность парижской картины кисти Леонардо. В большинстве современных каталогов он приписывается Франческо Мельци или Марко д’Оджоно.

В 1999 году картина была продана на аукционе «Сотбис» за 332 000 долларов.

Вторая - Нью-Йоркская версия.

Нью-Йорк

Известна гравюра середины XVII века, выполненная Вацлавом Холларом, вероятно, по заказу английской королевы Генриетты Марии. Если гравюра сделана с оригинала Леонардо, то можно сделать вывод, что в то время картина принадлежала Стюартам. Возможно, именно эта работа поступила в 1688 году в собрание герцога Бекингема. Во всяком случае, в 1763 году его потомки продали её на аукционе как работу Леонардо, после чего след картины затерялся.

В конце 2011 году Лондонская Национальная галерея объявила о том, что на предстоящей выставке работ Леонардо вместе с его достоверными произведениями миланского периода, привезёнными в Лондон со всей Европы, будет выставлена эта картина из частной коллекции в Нью-Йорке. В 1900 году его приобрёл как работу миланской школы один из богатейших людей викторианской Англии, баронет Фредерик Кук, владелец роскошного дворца Монсеррат в Синтре. В его доме висели работы Филиппо Липпи, фра Анджелико, Хуберта ван Эйка, Диего Веласкеса и Рембрандта.

Картина из коллекции Кука была искажена позднейшими записями и исправлениями. В таком виде атрибутировать картину было настолько затруднительно, что в 1958 году наследники Кука смогли реализовать её на аукционе «Сотбис» только за 45 фунтов.

В 2004 году на неназванном аукционе эта работа была приобретена (за чуть менее $ 10 000) Робертом Саймоном, специалистом по старым мастерам, и группой арт-дилеров. Затем произведение было отправлено на реставрацию, в ходе которой его удалось расчистить от записей. Специалистов особенно впечатлило обнаружение следов исправления. Детали реставрации не раскрываются.

Преображённая реставраторами картина проходила экспертизу в нескольких музеях Европы и США.

Интересное: Самая неприступная женщина по знаку зодиака.

Из них только лондонский после консультаций с крупнейшими экспертами рискнул признать авторство Леонардо. Полотно было впервые представлено публике на беспрецедентно полной выставке «Леонардо да Винчи: придворный живописец в Милане», которая открылась в Лондоне 9 ноября 2011 г.

Атрибуция нью-йоркского полотна Леонардо получила широкое признание среди специалистов по творчеству художника, так что летом 2011 года его рыночная стоимость оценивалась в $200 млн.

В 2012 году попытку приобрести картину предпринял Музей искусств Далласа. Год спустя у арт-дилера Ива Бувье за 127,5 млн долларов полотно купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Самому Бувье картина обошлась почти в два раза дешевле.

Таким образом, в начале 2000-х годов была проведена виртуозная и кропотливая реставрационная работа, длившаяся шесть лет. В 2011 году, после многочисленных искусствоведческих экспертиз, подлинность картины была подтверждена. Картина был представлен на выставке работ Леонардо да Винчи в Лондоне.

Скандал в Монако

Монако

В 2015 году в Монако разразился скандал вокруг обвинений в мошенничестве, выдвинутых Рыболовлевым против Бувье. На фоне утверждений прессы, что арест Бувье был организован по наущению Рыболовлева министром юстиции Нармино, последний был вынужден уйти в отставку. Чтобы компенсировать убытки, нанесённые махинациями Бувье семейству Рыболовлевых, осенью 2017 года картина была выставлена на продажу. Ввиду плачевного состояния оригинального красочного слоя стартовая цена лота оценивалась всего в 100 млн долларов.

В преддверии торгов аукционный дом «Кристис» развил беспрецедентную активность, позиционируя лот как последнее живописное произведение Леонардо, оставшееся в частных руках. На Youtube были размещены ролики, где картину разглядывают такие знаменитости, как Леонардо ди Каприо, Дженнифер Лопес и Патти Смит. Чтобы увидеть полотно на предпродажном показе в Нью-Йорке, нужно было отстоять часовую очередь. С целью привлечь внимание наиболее обеспеченной публики произведение было перенесено из секции старых мастеров в секцию современного искусства, чего раньше также не случалось.

На нью-йоркских торгах 15 ноября шаг аукциона составлял беспрецедентные $30—40 млн.

В итоге картина была продана за 400 000 000 долларов (450 млн с учётом комиссии аукциона), став самым дорогим в мировой истории произведением искусства.

Для сравнения так выглядит всего 1 миллион долларов.

Это вызвало разноречивые отклики среди специалистов: так, Джейсон Фараго из The New York Times характеризовал картину как довольно заурядное для Высокого Возрождения произведение, не открывающее новых художественных горизонтов. Как выяснила газета The New York Times, картину купил наследный принц Саудовской Аравии. Предполагалось, что она будет экспонироваться в новом музее «Лувр Абу-Даби».

Пропажа картины в 2019 г.

ОАЭ

В марте 2019 года газета The New York Times сообщила о пропаже картины из филиала парижского музея Лувр в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби. До того, в сентябре 2018 года, «Лувр Абу-Даби» отменил презентацию картины «без объяснения причин».

В июне 2019 года в СМИ было заявлено, что картина хранится на яхте наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда. Картина будет находиться на яхте до тех пор, пока власти Саудовской Аравии не построят культурный центр в регионе Эль-Ула в провинции Эль-Мадина, где, предположительно, она будет экспонироваться.

Итак, эта картина "Спаситель мира", около 1499 г.

Деревянная панель, масло. 66 × 47 см

И вот она частями:

Художник написал изображение на ореховой доске. Расположение фронтально, что несвойственно для живописца, оно практически не встречается в его работах.

Часть исследователей, оспаривающих авторство Леонардо да Винчи, полагали, что такой ученый не мог ошибиться, передавая преломление света в хрустальном шаре. Но в результате экспериментов ученые доказали, что изображение верно, просто он внутри полый.


Велик подвиг Христа, послан он Богом Отцом для спасения жизни, имя его «Salvator Mundi» - Спаситель мира.

Друзья, просвещайтесь и помните, что стоимость картины в нравственности поколения.

Интересное еще здесь: Мода.

Самая дорогая картина в мире. .